Не «мытьем», так «катаньем»

Антисанитария стоит дорого
То, что в течение многих лет творится в одной из квартир дома № 46/1 по проспекту Ленина, жильцы называют «коммунальным кошмаром». Мимо дверей квартиры можно ходить разве что только зажав нос – запахи оттуда по всей лестничной клетке невыносимые. Хозяйки жилого помещения – Нинель Марковна и Ольга Валентиновна приносят с мусорной свалки различные бытовые отходы и мусор и практически превратили в свалку саму квартиру. Вдобавок ко всему здесь отключено электричество, а санитарно-техническое оборудование находится в неисправном состоянии.
teplosvit.com.uaМного раз жильцы, а это в основном пенсионеры, пытались совестить женщин, но в ответ слышали брань. И тогда один из соседей решил воздействовать на нарушительниц санитарного порядка другим путём – он обратился в Обнинский городской суд с иском о взыскании денежной компенсации понесённого морального вреда.
На заседание суда обе женщины не явились, дело было рассмотрено в их отсутствие. Сосед предъявил медицинские документы, согласно которым у него из-за постоянного «вдыхания» зловоний обострились хронические заболевания. Причинение вреда здоровью истца подтверждено и другими материалами, в частности, показаниями свидетеля – лечащего врача. Суммировав данные, судья принял решения взыскать в пользу пострадавшего с Нинель Марковны и Ольги Владимировны солидарно 50 тысяч рублей, решение вступило в законную силу.
О том, что отношение хозяек «плохой» квартиры к санитарным нормам и правилам совместного проживания в многоквартирном доме теперь изменится кардинально, говорить, впрочем, пока не приходится. Деньги за моральный ущерб с них ещё не получены. Но, имея аргумент в виде удовлетворённого иска, могут подать в суд на грязнуль теперь и другие жильцы. И не «мытьём», так «катаньем», добиться долгожданной чистоты в своём доме.

Гражданский кодекс на стороне пострадавших
Работники судов говорят, что каждое четвёртое обращение граждан за защитой своих прав связано именно с желанием получить денежную компенсацию за понесённые страдания. Ситуации же, заставляющие обращаться в суд, бывают самыми разными: полученная из-за неосторожных действий другого человека травма, неправомерное изъятие объекта собственности, создание угрозы жизни и здоровью нерадивостью ответственных лиц, увольнение с работы с нарушением установленной процедуры, задержка заработной платы и так далее. То есть, всё, что каждый из нас воспринимает как нарушение своих конституционных прав, может служить основанием для предъявления иска. Другой разговор, насколько суд посчитает иск обоснованным. Согласно статье 151 Гражданского Кодекса РФ, моральный вред (ущерб) определяется как «физические или нравственные страдания». Имеется в виду при этом острое восприятие негативных ощущений, представлений, переживаний, нарушение психического благополучия. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях, например, в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав. Истец обязан в ходе процесса доказать, что такого рода воздействие на его психику имело место, и повинен в этом именно ответчик, а не кто-то другой, что получается далеко не всегда. Кроме того, нет чётких критериев по поводу величины компенсации морального ущерба, суды руководствуются собственными представлениями о назначении «цены» в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела. Но принцип соизмеримости и справедливости учитывается непременно.
В странах ЕЭС, кстати, компенсации за моральный ущерб достигают миллиона евро! У нас же назначенные судом суммы куда меньше, хотя истец и может в иске поставить любую цифру. Например, один из жителей Обнинска, осуждённый за нанесение травм соседям (он стрелял по ним во время ссоры из травматического пистолета), требовал с опубликовавшей эту информацию газеты десять миллионов рублей. А садоводы из некоммерческого товарищества «Заречье», пытавшиеся через суд взыскать со своего бывшего председателя Акриша растраченные им на собственные нужды деньги из общественной казны (речь идёт о 700 тысячах рублей) моральный ущерб в иске не обозначили никак, хотя он, конечно, огромен. Суммы, которые хотят получить незаконно уволенные с предприятий граждане, тоже колеблются в широком диапазоне. Но здесь, скорее всего, на первом месте не столько стремление заставить работодателя заплатить, сколько устранить угрозу неустройства на работу в дальнейшем из-за «плохой» записи в трудовой книжке и потешить ущемлённое самолюбие, хотя, конечно, деньги тоже не лишние.

Зарплату надо выдавать вовремя
…Работавшая рабочей на линии по производству гофротары в ООО «Проминтер» гражданка Андреева (фамилия изменена) стала инвалидом третьей группы. В связи с этим она не могла уже столь интенсивно, как прежде, выполнять обязанности. Предприятие тут же прекратило с ней всякие отношения (женщину, пришедшую на работу, просто не допустили на рабочее место), но при этом сокращение сотрудницы не было оформлено должным образом. Кроме того, ООО не выплатило ей зарплату, полагающиеся компенсации и даже не выдало на руки трудовую книжку. Женщина в итоге целые полгода не могла трудоустроиться или стать на учёт как безработная. Ей пришлось искать защиту в суде. Свои моральные страдания истица оценила в 100 тысяч рублей.
Судя по всему, обидевшая её частная структура – одна из многих, которые работают сегодня по собственным негласным правилам, меньше всего заботясь о правах персонала. Неудивительно поэтому, что на процесс не захотел прийти никто из ответчиков – а ими выступали ООО «Проминтер» и некий А.В.Афанасьев, осуще-
ствляющий, как утверждала пострадавшая, контроль за ходом производства. По факту невыплаты зарплаты следственным отделом Боровского района проводилась проверка, но к этому времени юридически предприятия уже не существовало – оно внезапно прекратило деятельность из-за, как указано в документах, «отсутствия у него денежных средств». То есть, как только возникла угроза понести незапланированные траты, ООО тут же «растворилось» в воздухе.
Но, тем не менее, суд определил, что имели место неправомерные действия работодателя – он, согласно статье 22 Трудового кодекса РФ, обязан выплачивать в полном объёме причитающуюся заработную плату в установленные трудовым договором сроки, что нарушалось. Отстранение Андреевой от работы тоже признано незаконным. Поэтому наряду с возложением на предприятие ряда законных обязанностей по отношению к работнице-инвалиду, суд обязал его выплатить в качестве компенсации морального ущерба также 20 тысяч рублей. Это меньше заявленной суммы, но, наверное, вполне достаточно, чтобы заставить нерадивых предпринимателей всё же сверять свои действия с требованиями закона. Правда, каким образом можно найти «исчезнувшее» ООО «Проминтер», в решении суда не сказано.

Точно такую же сумму суд определил и бывшей работнице ООО «Олмакс» Ващенко, тоже пострадавшей от своего работодателя. Она несколько месяцев подряд не могла получить указанную предприятием в трудовом договоре зарплату в семь тысяч рублей, хотя всё это время добросовестно выполняла обязанности. Намучившись с уговорами руководства, постоянно придумывающего различные версии оправданий,
Ващенко подала иск в суд и его выиграла. В решении судьи указано, что «невыплатой зарплаты в течение указанного периода истцу были причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях, чувстве неудовлетворённости». Моральный вред приносят не только неправомерные действия работодателя, но и его бездействия (статья 237 Трудового кодекса России). Согласно решению суда, назначенная сумма (всего с учётом невыплаченной зарплаты, компенсации морального ущерба и судебных расходов бывшей сотруднице ООО «Олмакс» причиталось почти 70 тысяч рублей) должна быть выдана Ващенко немедленно.
Однако такого рода «победы» рядовых работников отнюдь не означают, что каждый из обиженных работодателем может смело требовать компенсацию за моральный вред. Это ещё надо доказать. У работавшего водителем-экспедитором у индивидуальной предпринимательницы И.Досиной гражданина Егорова взыскать компенсацию не получилось. Поскандалив с «хозяйкой», водитель решил наказать её «руб-лём» и обратился в суд. Но там выяснилось, что официальных трудовых соглашений между сторонами не было – водитель получал оплату наличными после каждого рейса, а о заключении договора и не думал. Действительно ли работа выполнялась внеурочно и без выходных, как утверждает Егоров вместе с супругой, или это «придумки»? Не имея на руках никаких подтверждающих документов, судья не мог брать за основу только свидетельства истца. Поэтому он вынужден был отказать в иске, хотя, наверное, нарушения со стороны предпринимательницы тоже были. Но опять же, как говорит пословица, «без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – человек». Чтобы не стать этой самой «букашкой», необходимо документально подтверждать каждый шаг НАпо непредсказуемой производственной «лестнице». И приведённый выше пример хорошее этому подтверждение.

Преступник обязан и заплатить….
Но есть дела, в которых необходимость компенсации морального вреда не вызывает даже малейших сомнений. Речь идёт о случаях, когда иски предъявляются к виновникам дорожно-транспортных происшествий и осуждённым преступникам, причинившим вред здоровью и жизни других людей. Каждый из таких случаев подлежит внимательнейшему рассмотрению на всех стадиях следствия, но только суд вправе принять окончательный вердикт. Однако и после приговора у пострадавшей стороны есть возможность получить с виновника её страданий ещё и деньги. Так, недавно суд обязал некого В.А.Губина, причинившего ущерб здоровью гражданина Я., выплатить пострадавшему около 55 тысяч рублей в качестве возмещения материального ущерба. В такую сумму обошлись расходы Я. на приобретение медицинских препаратов и лечение после полученных повреждений. Ранее пострадавшему была присуждена и значительная сумма в качестве компенсации морального вреда.

Другой разговор, что реально взыскать с уголовников хоть какую-то сумму всегда непросто – они уклоняются от такого рода обязанностей и очень редко начинают жить по человеческим законам. Тем не менее, «дамоклов меч» в виде исполнительного листа будет всё время висеть над таким человеком, лишая его внутреннего спокойствия. И это тоже в какой-то степени компенсация пострадавшим за их моральные и физические лишения.

В.Васильев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *