Новые фонды и новые форматы развития бизнес-проектов

В 2011 году в России начали появляться венчурные фонды нового типа, которые несут начинающим предпринимателям не только деньги, но и знания. В таких фондах вопрос финансирования уходит на второй план, чаще уступая место проблеме нехватки идей.

Евгения Бутко
Обнинский вестник

Зачастую новые инвесторы предоставляют предпринимателям офисы, деньги на реализацию прототипа и деньги на зарплату. Взамен предприниматели должны нести инвесторам интересные проекты для массового рынка, которые можно «довести до ума» за несколько месяцев. За свои услуги фонды получают процент от выращенной компании – около 40. Его цель – через полгода продать все портфельные пакеты уже другим инвесторам. Сырость идей у таких инвесторов никого не смущает. Они делают ставку на команду – либо справится, либо нет.
Эти фонды различаются лишь деталями, некоторые сами придумывают проекты, и привлекают к ним предпринимателей.
Почти все венчурные фонды такого типа зациклены на узком круге модных и актуальных отраслей: Интернете, программном обеспечении, мобильных сервисах, облачных вычислениях. В таких проектах проще с анализом, и результат можно получить достаточно быстро. Это практически эволюция традиционных бизнес-инкубаторов, которых в России, увы, пока немного: около 350 активных бизнес-инкубаторов и технопарков, из них около половины – университетские. Остальные – открытые, то есть, рассчитанные на всех. Из 150-200 открытых инкубаторов лишь 20-30 государственных инкубаторов и технопарков предоставляют необходимые условия для развития и поддержки стартапов. Остальные именуются инкубаторами, представляя собой обычные бизнесцентры. Но, как выяснилось, в России неплохо могут заработать операторы площадок для встреч начинающих предпринимателей и венчурных капиталистов.
В конце 2010 года в Москве появилась площадка – центр инновационных технологий Digital October, основанная группой Ru-Com и венчурным фондом Bright Capital. Они устраивают конференции, организуют лекции отечественных и зарубежных венчурных экспертов, сдают в аренду помещения Центру инноваций PwC, а также нескольким известным венчурным фондам: Kite Ventures, AddVenture, Foresight Ventures. Не так давно при Digital October появился свой посевной фонд – Bricolage, который сейчас выбирает 10-12 проектов, которые будет взращивать, а потом продавать своим же соседям. В Digital October все хотят заработать. Причем, заработать означает, что при выходе предприниматели должны вернуть инвестиции в трехкратном объеме. То есть, в портфеле должны быть звезды – компании с 10-50-кратной окупаемостью.
Компании из медицинской и биологической отраслей тоже имеют высокие шансы получить финансирование на разработки. Настоящим сюрпризом стала инвестиционная активность Фонда «Сколково», который выделил 70 инновационным компаниям грантов на 5,8 миллиардов рублей. Это рекордная сумма от одного фонда за всю историю венчурных инвестиций в России. Правда, для получения вожделенного сколковского гранта компаниям еще надо пробиться в резиденты российской Силиконовой долины. Это непросто: нужно подготовить много документации, включить в команду зарубежного специалиста или инвестора, а также научного работника или преподавателя вуза.
Словом, с каждым годом становится всё больше мест и компаний, которые готовы приютить стартапера, вложить в него не только финансовый, но и экспертный ресурс. Тем не менее, от стартапера ожидают не только гениальную идею – она, с точки зрения инвестора, ничего не стоит. В первую очередь, инвестор – капиталист, он должен понимать, как он заработает деньги, когда и в каком объеме, а также должен быть уверен, что работающая над проектом команда приведет начинаемое дело к успеху. Такому стартапу откроется любая дверь в любом фонде или инкубаторе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *