Поиск финансовой модели

Поиск и неопределенность в финансовой модели всегда ведут к самым плохим для начинающихся проектов последствиям. Во-первых, идеи рассеиваются, во-вторых, силы растрачиваются не на разработку продукта, а на финансовую составляющую, в которой, как правило, не так силен изобретатель, в-третьих, начинается потеря времени. В конце концов, это ведет к тому, что было так нужно – потере денег.

Евгения Бутко
Обнинский вестник

Сколько сегодня есть честных моделей бизнеса? Если исключать все грандиозные планы, которыми так изящно владел Остап Бендер, то остается всего две: «в одном месте дешево купил, в другом – дорого продал» или «продавай медленно – собирай быстро». Первая модель – получение максимальной маржи. Ярким примером тут могут служить ювелирные бутики, продающие по бриллианту в год. Заработали свой миллион за год разовой покупкой и всё – молодцы. Эту модель обычно сопровождают большие затраты на сбыт, маркетинг, высокий сервис. Ценность этого товара в глазах потребителя должна соответствовать его цене, тут крайне важна сила бренда. Вторая модель – это достижение максимальной оборачиваемости продукта. Яркий пример в этой модели это супермаркет. Купили фуру макарон, продали за миллион покупок за год, заработали свой миллион, и всё – они тоже молодцы.

Между этими моделями всегда есть зависимость. Либо вы выбираете максимальную маржу с низкой оборачиваемостью, либо минимальную маржу с высокой оборачиваемостью. Тут не придумано пока золотой середины, но, чисто теоретически, все предприятия стремятся достичь максимальной оборачиваемости при максимальной марже. Грубо говоря, сделать так, чтобы бриллианты расходились со скоростью макарон. Эту точку, к которой все стремятся, иногда называют «оргазмом капитализма». Ну а почему нет? Как много существует таких бизнесов? Конечно, можно вспомнить тот же iPhone, но он, скорее, лишь исключение, подтверждающее правило. На практике нужно выбрать что-то одно – подобрать финансовую модель к продукту (наоборот сделать вряд ли получится). Неопределенность в финансовой модели ведет к расфокусировке ваших изначальных целей, потере времени и денег.

Тем не менее, никто не запрещает искать креативные решения даже в попытке увеличить свои доходы. Существуют рестораны, работающие до ужина на оборачиваемости, а в вечернее время – по маржинальности. Ведь днем предпринимателям гораздо важнее цена и скорость обслуживания, а вечером – статус и атмосфера. И товары при этом продаются разные – блюда более высокого качества гораздо более «к столу», нежели в обед, когда у гостя заведения есть всего час на быстрый перекус. Он не должен успевать разглядывать скатерть или вслушиваться в музыку, гораздо важнее в это время подкрепиться.
Как выбрать модель для собственного предприятия? Для того, чтобы принять взвешенное решение, вам необходимо учесть многие факторы: какие стратегические цели вы ставите перед собой, какая ситуация господствует на сегодняшнем рынке, какова ценность вашего товара для потребителя, какова будет ваша маркетинговая поддержка, кто ваш потребитель, какие чувства к вашему товару он испытывает. В обеих моделях есть риски. Маржинальная модель наиболее рисковая – вы можете не продать абсолютно ничего. В модели, построенной на оборачиваемости, тоже есть риски: вы можете не продать необходимый объем. В любом случае, конечный выбор зависит от предпринимателя, который потом будет выводить этот продукт на рынок. Рисковать всегда будет чем особенно в России – это подтверждают многочисленные провалы стартапов, производств, построенных как на маржинальной модели, так и на модели большой оборачиваемости. И это происходит вовсе не из-за них: либо это слабый государственный аппарат, пока негибкий к новому бизнесу, либо это элементарные просчеты создателя проекта, как максимум – внезапный кризис или экономическая стагнация ключевых мировых рынков.

Выбирать надо то, к чему вы готовы: не продать ничего или не продать объем. Эту модель необходимо фиксировать, с ней идти к инвестору, а потом, возможно, уже думать над тем, как и где найти вашу точку «оргазма капитализма». Возможно, вместе с инвестором, а лучше – со своей командой.

Кстати:
Ищете серьги или бусы из натуральных камней? Загляните в магазин авторских украшений Анны Садовой на bussinka.com. Здесь вы найдете самые красивые и оригинальные украшения на любой вкус!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *