Многоэтажный сквер: наука «парковаться»

Андрей Дёмин
С интересом прочитал материал Евгении Бутко «Навыки парковки» («Обнинский вестник», № 35, 17 мая 2012 года) о реформировании московского парка им. Горького и возможности экспорта, безусловно, положительного опыта на обнинскую почву. Я согласен с автором: действительно, на фоне «острой проблемы прогулок на свежем воздухе наш городской парк окончательно потерял свою привлекательность и инфраструктурную ценность». И нет никаких сомнений, что необходимо «создавать качественную досуговую инфраструктуру». Однако, мне кажется, что, расположившись в прежнем месте, парк не сможет соответствовать масштабам современного Обнинска.
Поясню. Обнинск в прямом смысле вырос из своей колыбели – «Старого города», инфраструктура которого теперь уже ему тесна, а значит она не сможет и не должна удовлетворять рекреационную нагрузку 100-тысячного населенного пункта. Другими словами, любое общегородское мероприятие, да и просто «наплыв» горожан в выходные «убьет» этот парк, который в современном масштабе уместнее называть сквером. Я уж не говорю о его периферийном расположении, отсутствии парковок (в прямом смысле этого слова) и достаточно просторных площадей для проведения культурно-массовых мероприятий. Но это обстоятельство вовсе не означает, что в Обнинске никогда не будет городского парка. С вашего позволения я проиллюстрирую свои соображения, как и Е. Бутко, на примере одиозной Москвы, лидера российской урбанизации. Этот мегаполис выявляет в ходе своего бурного роста огромный опыт (отрицательный в том числе), не учитывать который непростительно. Москва, растущая вместе с ценой на свою землю, последовательно съедает собственные «зеленые зоны».
Но вот, что странно. Образующийся рекреационный вакуум никуда не исчезает и даже, спустя годы, компенсируется. Например, известный жителям Обнинска исчезнувший сквер Киевского вокзала. Утраченные рекреационные функции сквера взял на себя построенный на его месте торгово-развлекательный комплекс «Европейский». В здешних торговых аллеях (заметьте, даже название «аллея» – парковое) фланирует приезжая пригородная публика, коротают время в ожидании поезда гости столицы, и назначает свидания молодежь. Сюда приходят не только купить, но и «потусить»: пообщаться, встретиться с друзьями, да и просто поглазеть на витрины. Ученые уже сформулировали этот феномен так – «облизывать витрины» (французский термин «lecher la vitrine»).
Подобное явление могут наблюдать посетители обнинского комплекса «Триумф-Плаза». Надо отметить, что такие комплексы обязательно имеют в своем составе каток и кинотеатры, фитнесс-центры и кафе, детские игровые площадки и прочие классические рекреационные функции. Таким образом, на практике подтверждается тезис о возможности не обязательно природной, но и социогенной рекреации, так или иначе справляющейся с задачей психологического восстановления и эмоционального оздоровления горожан. В современных условиях дефицита природной рекреации город ищет ей адекватную замену и находит – в неестественной, антропогенной, измененной человеком рекреации.
Оставляя за скобками, безусловно, печальную констатацию утраты природного потенциала крупных городов и никоим образом не пытаясь заменить сквер супермаркетом (как велосипед велотренажером), прошу вас ответить на вопрос – насколько важно горожанину, добирающемуся до своего излюбленного места отдыха на лифте офиса, эскалаторе метрополитена, по лестницам подземных переходов, – насколько ему важно, будет ли это место отдыха (сквер, сад или лужайка) еще на один этаж выше тротуара? А на два? Почему бы ему не быть многоярусным?

Представьте себе – многоэтажный сквер. Современные технологии «зеленой» архитектуры – вертикального фасадного озеленения, дерновых эксплуатируемых кровель позволяют создать природную среду ничуть не хуже естественной, но гораздо более комфортной (учитывая наш климат) и главное – экономически оправданной. А наш старый парк, на мой взгляд, надо оставить в покое в прямом смысле. Старость надо уважать. Расставить скамеечки, столики для шахмат и шашек, организовать площадки для «тихих» традиционно парковых игр – петанга, городков, крокета, бадминтона. Устроить винтажную кафе-веранду (кафе, впрочем, уже есть) для посетителей и кормушки для белок. Может быть эстраду-ракушку. Никаких шумных аттракционов и шансона из пивного бара. Только фокстрот «Рио-Рита», доносящийся из репродукторов и гомон детской площадки.

Западные ученые давно констатируют феномен городской «антропогенной рекреации». Примеров такой городской рекреации множество, но на мой взгляд, наиболее характерный искусственные песчаные пляжи в центре Парижа. Каждое лето набережные Сены превращаются в маленькое средиземноморское побережье. Весной сюда завозят специальный песок, который осенью увозят обратно. Надо ли говорить, что такой нестандартный, но очень креативный ход полюбился парижанам. Неважно, что в такой рекреации природные элементы (лужайка, деревья, река) декоративны, поскольку утилитарная функция «зеленого друга» – производство кислорода – увы, уже не существенна (как и купание в мутной Сене) и заменена гораздо более актуальной функцией – «производством впечатлений». Аттрактивностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *