Андрей Шухардин создает свою IKEA

Интервью с Андреем Алексеевичем Шухардиным, генеральным директором ООО «Андромета».

– Андрей Алексеевич, несколько лет назад ваше имя и компания «Венталл» громко звучали в нашем городе, Калужской области и в России в целом. Чем вы занялись после продажи компании финнам?
– Прежде всего, после завершения сделки я остался работать в компании Ruukki в ранге вице-президента по строительному направлению и отвечал за развитие компании в других регионах РФ и стран бывшего Советского Союза. Но фактически я продолжал заниматься «Венталлом»: процессом интеграции с концерном Ruukki и переводом работы компании под финские стандарты и требования. Кроме этого, мы готовили нашу смену, новую команду, для того чтобы передать им управление компанией. В 2008 году мы полностью завершили этот процесс, и я занялся вопросами развития компании. У финнов были амбици-озные планы по приобретению новых производств в России или строительству новых, проработкой чего я и занимался.
В июле 2008 года я ушел из компании Ruukki. Это был плановый уход, который мы согласовали с нашими партнерами. Пришло время что-то менять, и мы с Акопяном Абрамом Бениаминовичем организовали компанию «Андромета», которая первое время была партнером Ruukki. Мы занимались тем же: подбирали и анализировали для приобретения другие компании на территории России, искали площадки для строительства новых заводов, а также занимались разработкой новых технических решений.
Но наступил кризис, и Ruukki потеряли к нам интерес. По условиям договора продажи компании «Венталл» мы не имели права заниматься деятельностью, которая могла составлять конкуренцию финской компании в течение 5 лет. Поэтому мы сконцентрировались на разработке и изучении новых подходов и технологий. Когда в середине 2011 года это условие договора прекратило свое действие, мы начали продвижение собственной продукции на рынки.

– Чем сейчас занимается ваша компания «Андромета»?
– Основные направления нашей деятельности – это строительство жилых домов на металлическом каркасе. Также мы возводим коммерческие здания различной направленности. У нас большой опыт в этой сфере, но особое внимание уделяется новым технологиям. На сегодняшний момент мы зарегистрировали 4 патента на изобретения, еще 4 патента находятся на стадии оформления. В ближайшее время мы выведем на рынок новые бренды нашей продукции, сейчас идет процесс нейминга продукции. Одним из наших основных подходов является технология малолюдного производства. Уже сейчас мы практически отказались от сварочных технологий, заменив их на прокатное производство. Потратили много времени, чтобы разработать технические задания на то оборудование, которое в настоящее время заказано в США и Европе. Это будет уникальное оборудование, которое выпускает конечные строительные детали, не требующие выполнения дополнительных операций. Таким образом, мы переходим на путь машиностроения, внедряем в строительную отрасль концепции индустрии промышленного производства.
В области жилищного строительства мы не специализируемся на изготовлении и строительстве отдельных коттеджных домов, мы ориентируемся на городскую застройку средней этажности от 2 до 6 этажей. В основном все российские города застроены домами именно такой этажности, если не считать центры крупных городов. Сейчас популярны высотные застройки, но мы считаем, что будущее России именно за мало- и среднеэтажными застройками.
Раньше наши дети могли целыми днями гулять во дворе, теперь они сидят за компьютером. Сегодня им негде общаться, дворы пустуют. Причина этому – новая урбанистическая культура и засилье многоэтажных домов. Пора вернуть нашим детям детство. Поэтому мы считаем, что наши потенциальные клиенты в большей степени живут в малых и средних городах, а также в периферийных микрорайонах больших городов. Мы строим комфортное, качественное жилье. Наш подход заключается в том, что строить мы будем исключительно квартиры с окончательной отделкой: вы получаете ключ, заходите в квартиру, расставляете мебель и начинаете там жить. Все новое – это хорошо забытое старое.

– Где в настоящее время ваша компания планирует строительство жилья?
– Сейчас мы будем строить два дома в Кривском. В Воронеже нам выделили 27 гектаров под строительство жилого микрорайона, есть предложения из Краснодарского края и Волгоградской области. К сожалению, мы пока не нашли участка для строительства наших домов в Обнинске, но город растет, и я уверен – мы еще сможем проявить себя.
Второе направление – это коммерческие здания, для которых мы сейчас разработали совершенно новые конструкции, которые можно производить на поточных производственных линиях. Мы поставляем здания для сельского хозяйства, промышленности, производим складские и другие здания вплоть до спортивных объектов. Основное их достоинство – это полная унификация зданий по конструкции и технологии. Это значит, что независимо от того, какое вам необходимо здание, детали для него уже изготовлены и находятся на складе. Мало того – они упакованы по необходимым комплектам для монтажа, вам остается только получить их со склада и смонтировать по прилагающейся инструкции, своего рода ИКЕА для зданий.

– Вы много времени посвятили изучению новых технологий и подходов. Это плоды труда местных ученых, или вы все-таки покупали технологии за границей? Какой у вас штат научных сотрудников?
– Мы очень плотно работаем с нашими ведущими институтами, ЦНИИПСК им. Н.П. Мельникова и ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко. Внедряем структуры из тонких стальных профилей, с которыми раньше никто в России не работал. Они требуют к себе другого подхода в расчете и конструировании, у нас в стране даже нет нормативной базы для применения стали тоньше 4 миллиметров, поэтому нам приходится использовать исключительно европейские и американские разработки в этой области. Мы подключаем наши институты для того, чтобы проводить исследования и проверять свои наработки. Сейчас мы готовимся к большому циклу испытаний с ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко по оценке как прочностных, так и пожаростойких характеристик применяемых нами решений.
Вся наша научная база – это наши идеи и отдел проектирования, который позволяет эти идеи реализовывать. Конечно, мы обмениваемся опытом с зарубежными компаниями, которые провели массу испытаний и исследований в области тонкостенных стальных конструкций. Например, в Великобритании строят дома из тонких оцинкованных профилей высотой до 11 этажей. Мы себя сознательно ограничили 6 этажами – это совершенно новое революционное предложение для российского рынка. Другие компании могут строить либо коттеджные дома, либо здания до трех этажей. Мы же принципиально за городскую застройку, так как у нас перед глазами опыт Австралии, Новой Зеландии, Америки, Канады и Великобритании, где широко применяется технология строительства на базе тонкостенных стальных каркасов.
Считаю, что мы на правильном пути. Проведенные исследования, изучение различных строительных направлений и тенденций вселяют в нас уверенность в том, что будущее именно за строительством на каркасах.

– Такая технология, наверное, позволяет существенно сократить сроки строительства? Какие ещё есть преимущества?
– Наиважнейшее преимущество нашей технологии основано на том, что мы производим детали полной заводской готовности по унифицированной технологии, которые остается только собрать. Все заинтересованы в быстром и качественном строительстве. Поскольку детали сделаны с высокой точностью, их нельзя собрать неправильно – так устроено наше производство.
Из явных плюсов выделю контролируемую стоимость, которую легко просчитать. В нее даже не надо закладывать возможный перерасход материалов. Все очень прозрачно.

– Оборудование заказано, патенты получены. Когда вы планируете запустить производство?
– Завод строится в деревне Кривское Боровского района, где мы приобрели земельный участок площадью 3,7 га земли. На сегодняшний момент часть оборудования уже установлена и работает. Каркасы жилых зданий мы можем изготавливать в полном объеме уже сейчас. Для этого используется оборудование из Новой Зеландии. В этой стране есть очень интересные технические решения в нашей сфере. То, что мы заказали в Европе и США, будет установлено в июне 2012 года. Это оборудование позволит замкнуть технологические циклы изготовления коммерческих зданий. То, что мы пока еще не можем изготавливать сами, поставляют наши партнеры. Это промежуточный этап.

– Когда завод заработает на полную мощность?
– Планируется в сентябре 2012 года, и я не вижу каких-либо препятствий для реализации этой задачи. На нашем предприятии будет работать около 200 человек.

– Какая ситуация сейчас на рынке строительных металлоконструкций, и кто ваш основной конкурент?
– К конкурентам мы подходим лояльно: считаем, что конкурентами являются не те, кто работает на рынке строительных металлоконструкций, а те, кто строит, применяя другие материалы, например монолит-бетон. Те компании, которые строят здания из металлоконструкций, являются нашими помощниками: они двигают рынок, дают заказчику почувствовать все прелести стального строительства, его преимущества и отличия от других материалов и технологий.
До 2008 года мы наблюдали бурный рост компаний, производящих строительные металлоконструкции; заводы перевооружались, покупали новое оборудование. К сожалению, кризис серьезно ударил по ним: некоторые компании обанкротились, так как развивались на кредитные деньги, у других компаний резко упали объемы заказов. Поэтому, с нашей точки зрения, процесс перевооружения предприятий нашей отрасли не совсем завершен, хотя за последние 10 лет было сделано многое. Например, сегодня нет проблем с применением сэндвич-панелей (мы начали производить их первыми в России). Все участники рынка уже знают этот продукт, широко применяют его в строительстве. Такая же ситуация с профилированным стальным листом: сейчас он изготавливается в таких объемах, что из него уже делают не только кровлю и стены, но и заборы. Российская индустрия стального строительства достаточно широко развернулась, но кризис все же помешал достигнуть европейского уровня потребления. Сократилось число негосударственных заказчиков – бизнесменов, которые развивали свои производства, реализовывали свои бизнес-проекты. Сейчас основная часть заказчиков – это государственные компании или бюджетные организации. Это сужает рынок, он монополизируется с точки зрения заказов, и на такой рынок трудно пробиться новым предприятиям. У нас же есть преимущество – нас знают и к нам обращаются.

– Какие существующие стереотипы и какие проблемы мешают развитию вашей компании и индустрии строительных металлоконструкций в целом в России?
– Если говорить о жилье, то многие недооценивают возможности строительства на металлическом каркасе, считают, что это технология только коттеджных домов. Это главный российский стереотип, в мире все по-другому. Что касается коммерческих зданий, то многие считают, что нельзя строить здания больших пролётов из тонких профилей.

– Какие есть преимущества у строительства по технологии металлоконструкций перед другими технологиями?
– Жизнь показывает, что у каждой технологии есть свое место на рынке. Где-то будет применяться монолит-бетон, где-то – металлический каркас, это – дело эмоционального выбора застройщика, который строит дома. Мы даем предсказуемость затрат для инвестора, он получает точно изготовленные на заводе детали и может спланировать как объем затрат в целом, так и очень точно рассчитать по времени все свои расходы. При строительстве из монолит-бетона включается много транспортных и погодных составляющих. У нас каркасы легкие и транспортная составляющая небольшая, а монтажные работы можно выполнять практически при любой погоде.

– Мы с вами углубились в тему жилищного строительства, а какая ситуация с коммерческой застройкой?
– Поменялись наши подходы. Если раньше, работая на «Венталле», мы выступали поставщиками полнокомплектных зданий, то сейчас это выглядит иначе. Например, в сельскохозяйственном направлении заказчик – это производитель того или иного конечного продукта: мяса, птицы и т.д. Заказчику все равно, из каких конструкций будет построено его здание. Поэтому мы предлагаем другой подход: вместе с нашим зданием мы поставляем технологию, которая позволит ему эффективно достичь цели бизнес-проекта. В этом нам помогают наши партнеры, которые занимаются технологиями сельскохозяйственного производства. Мы вступили в союз с такими компаниями – они поставляют технологию, а мы строим здания. Для конкретного потребителя мы становимся конечным поставщиком услуг – готовы обеспечить заказчику консультации, какие ему нужны корма, породы птицы, оборудование, вплоть до обучения персонала будущих ферм, используя опыт наших партнеров, занимающихся этими задачами. Или у нас есть клиент, который строит крупные холодильники для хранения рыбы – с этим у нас сейчас большая проблема в стране. Рыбы вылавливают много, но нет больших хороших холодильников, где можно ее хранить и потом доставлять до потребителя. Этому клиенту требуется эффективность всего бизнеса, а не только построенного здания. Мы вместе с нашими партнерами готовы решать эти задачи.

– Можно сказать, производство «под ключ» или даже больше?
– Да, тот человек, который готов потратить деньги на такое производство, снимает с себя массу рисков, например, проблемы страхования. Все понимают, что существуют риски утраты бизнеса, например, в результате пожара или природных катаклизмов. В страховой компании спрашивают: «А как вы это здание построили, кто построил, насколько застройщик компетентен в вопросах строительства?» В данном случае наша компания очень привлекательна. Мы снижаем риски для страховой компании, а нашим клиентам дешевле обходится страховка.

– Каковы ваши планы на будущее?
– Сейчас мы занимаемся построением правильной логистической цепочки: от металлургического комбината до конечного потребителя. На первом этапе наша задача – выпускать не менее 1000 тонн конструкций в месяц, это большой объем. Мы можем легко увеличить свою мощность, введя вторую смену, тогда будем выпускать 2000 тонн в месяц, если рынок будет готов потреблять наше производство. Формирование рынка под нас – наша основная задача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *