. Обнинский Вестник » Публикации » “Ах, обмануть меня несложно, я сам обманываться рад”
Главная » Хроника

“Ах, обмануть меня несложно, я сам обманываться рад”

16 декабря 2011 Нет комментариев

Прошедший в Обнинске 8-й театральный фестиваль выявил в городском театре больше достоинств, нежели недостатков.
Всякий раз в очередном фестивале принимают участие местные любительские театральные коллективы, и всякий раз организатор фестиваля режиссер Олег Демидов приглашает в Обнинск гостей-профессионалов. На простодушный вопрос «Зачем?» вечно загадочный лидер Д.Е.М.И. ответил в своем излюбленном уклончивом стиле: «Они выступают вне конкурса». Э?
Впрочем, члены фестивального жюри, тоже, кстати, состоявшего из маститых профессионалов, были в своих ответах искренни и откровенны, как и подобает приличным людям, оказавшимся в званых гостях. Роза Тольская, преподаватель Калужского колледжа культуры и искусств - режиссер, поставивший спектакли в 7 странах мира, доцент Российской академии театрального искусства: «Я приехала на фестиваль любительских театров, потому что в профессиональном театре сейчас ничего интересного нет. А любительский театр – это всегда эксперимент, всегда поиск». Надежда Ефременко, актриса Калужского драматического театра, Заслуженная артистка РФ, доцент Российской академии театрального искусства: «Фестиваль для меня – это, прежде всего, новые таланты. Как можно отказаться от знакомства с талантами!». Олег Степанов, московский профессиональный режиссер, лауреат Всероссийского фестиваля: «В любительском театре есть искренность и чистота, каковая в профессиональном театре отсутствуют. И еще: любительский театр – это лаборатория, в которой рождаются и реализуются неожиданные и всегда интересные творческие замыслы».
И то верно. Театр Обнинска не перестает удивлять и радовать – в нем всегда есть место не только традиции, но и экспериментам, и один театральный режиссер никак не похож на своего соседа. Так, например, главреж «Молодежного театра» Надежда Казанская всегда безошибочно взывает к самым сильным зрительским чувствам – жалости и состраданию. А ее молчаливая коллега из студенческого «Театра ИАТЭ» Юлия Носова способна из бросового драматургического полуфабриката типа пьесы Гладилина «Фотоаппараты» сделать съедобный деликатес с послевкусием Ингмара Бергмана. Великая (а она великая, не спорьте) Вера Бескова никогда не разочаровывает зрителя, за что бы она ни бралась – троекратный аншлаг на комедийном спектакле «№13» тому очередное подтверждение. В то же время неутомимый экспериментатор Олег ДЕМИДОВ, выкроив вдохновенный досуг среди непрерывных организаторских фестивальных хлопот, в очередной раз продемонстрировал свою поистине аварийную готовность в очередной раз перечитать набившую оскомину классику, не нуждающуюся, казалось бы, в повторном прочтении – спектакль «Маленький принц» по произведению сами знаете кого. Есть в Обнинске даже и режиссеры, не поставившие пока ни одного спектакля – так, узнаваемый на улицах актер Мамед ВОЛКОВ, снявшийся в нескольких нашумевших телесериалах и слегка послуживший в Калужском драматическом театре, в первый же день фестиваля вдруг «решил уйти в режиссуру». В общем, так или иначе, а театральный процесс в Обнинске идет и даже бурлит – застоя не наблюдается.
Второй приятный момент в театральной жизни Обнинска – всеобщая доброжелательность. Согласитесь, для людей искусства это большая редкость. Однако местные деятели театра, в отличие от, скажем, тех же поэтов, обожающих сбиваться во враждующие стаи, всегда заинтересованы в успехах друг друга, а досадные промахи своих коллег стараются не замечать – с кем не бывает.
Заинтересованы актеры и режиссеры и в судьбе собственно театра как такового. Заинтересованность эта проявляется по-разному. Например, тот же «ушедший в режиссуру» Мамед ВОЛКОВ полагает, что Обнинску необходим профессиональный репертуарный театр, а не любительский театр премьер. Актриса Народного театра Алла КОСИНСКАЯ тоже смотрит на некоторые местные спектакли с внезапной экспертной строгостью: «Не дотягивают».
Помилуйте, до чего не дотягивают? До СТАНИСЛАВСКОГО? До НЕМИРОВИЧА с ДАНЧЕНКО? Я опросил с десяток актеров-любителей разного возраста, представляющих различные театральные коллективы, и ни один из них не сказал, что он спит и видит себя будущим Иннокентием СМОКТУНОВСКИМ или Инной ЧУРИКОВОЙ. Вот репрезентативный ответ актрисы Молодежного театра Кристины СТЕБУНОВОЙ, выражающий всеобщее актерское мнение: «Я очень комфортно чувствую себя на любительской сцене. По профессии я преподаватель-лингвист, и игра в театре – это просто часть жизни, часть гармонического развития моей личности».
И то верно. Зачем Молодежному театру становиться профессиональным, если ему хорошо в нынешнем любительском качестве? Главный режиссер этого театра Надежда КАЗАНСКАЯ рассказала, что четверо ее воспитанников ушли на профессиональную сцену. Однако когда они приезжают погостить в Обнинск, то с завистью смотрят на «любителей», играющих Гамлетов и Офелий, в то время как сами они, будучи уже профессионалами, вынуждены исполнять роли «зайчиков» и «белочек».
Или возьмем тот же Театр ИАТЭ. Какой смысл этому театру становиться профессиональным, если он студенческий не только по своему статусу, но и по своей сути? Никакого. Ведь знаменитый студенческий театр МГУ никогда не питал амбиций стать МХАТом – тем и остался хорош.
Между тем разговоры о строительстве здания театра в городе идут не только за театральными кулисами, но и во властных кабинетах. Речь идет не о театре, а о так называемом доме творчества – на профессиональный театр Обнинск будет иметь законное право только после невиданного демографического взрыва, когда городское население достигнет 300 тысяч жителей. Как, например, в Калуге. А актер Александр МЫШЛЯЕВ даже считает, что трехсот тысяч жителей маловато – нужно, как минимум, четыреста. Того же здравого мнения придерживается актер и государственный чиновник Владимир ЖАРСКИЙ, одной ногой стоящий на сцене Народного театра, а другой – на Площади преображения, 1.
Впрочем, есть мнение, способное примирить две точки зрения – профессионально все, что оплачивается. Если зритель готов смотреть спектакль за деньги, то какие вопросы могут быть к актерам и режиссерам? Так, например, и на студенческом спектакле, и на комедии в исполнении местных народных артистов зрительные залы были переполнены. Мало того: сам организатор и идейный вдохновитель фестиваля Олег ДЕМИДОВ лично продавал билеты!
Есть и ещё одно мнение, звучащее как призыв - не суетиться. Режиссер из Калуги Роза ТОЛЬСКАЯ рассказала о своем общении с американскими актерами, которые никак не могли взять в толк, что у русских означает «быть профессиональным актером». Если я выхожу на сцену и играю роль – значит, я актер и есть.
Помнится, Иосиф БРОДСКИЙ считал себя поэтом, не состоя и не желая состоять в Союзе писателей СССР. Считал себя поэтом и был им. И Александр Сергеевич ПУШКИН, у которого позаимствован заголовок для этой статьи, тоже нигде не состоял, а числился только в Табели о рангах, как чиновник Владимир ЖАРСКИЙ. Главное – быть. И важно не обмануться в этом своем бытии.

Интересное в интернет:
Страхование автомобиля (КАСКО, ОСАГО и другие виды страхований) стало сейчас не роскошью, а необходимостью. Однако большое количество страховых компаний может создать проблемы автомобилистам. Рейтинги страховых компаний Украины (а их более 460) и статьи по теме страхование киев регулярно публикуются в интернете на портале strahovik.com.