. Обнинский Вестник » Публикации » Сага о Форсайте
Главная » Новости

Сага о Форсайте

17 ноября 2011 Нет комментариев

В подмосковном городе Бекасово прошел IX Всероссийский форум “Образование: взгляд в будущее” EduCamp - 2011, организованный Малой Академией Наук “Интеллект Будущего” из города Обнинска.
Общественной общероссийской организации МАН “Интеллект Будущего”, созданной Львом Ляшко, удалось привлечь к этому форуму весьма солидных партнеров, в числе которых продвигающая идеологию нового образования группа “МЕТАВЕР”, Московский государственный Институт Электроники и Математики (МИЭМ), Государственная Корпорация “Прогрессор” и Агентство стратегических инициатив при Правительстве Российской Федерации.
Последнее, кстати, провело в рамках Форума специальную сессию под названием “Национальная квалификационная система”, работа которой была направлена на разработку и согласование со всеми заинтересованными сторонами идеальной квалификационной системы в России с позиции человека и институтов. Заинтересованных сторон, принявших участие в сессии, насчитывалось порядка четырех десятков и в числе этих сторон были такие флагманы инновационного развития, как Государственная корпорация “РОСНАНО” и фонд “Сколково”.
Два ключевых понятия, задавших тон всему Форуму – МЕТАВЕР и ФОРСАЙТ. Первое понятие определяет идеологию нового образования, которая приходит на смену существующим институтам обучения и образования, не могущим результативно работать в новой реальности информационного общества. ФОРСАЙТ же является эффективным инструментом инновационной экономики, который позволяет формировать технологические приоритеты и мобилизовать большое количество участников для достижения качественно новых результатов как в сфере науки и технологий, так и в сфере экономики.
В Форуме в режиме взаимного диалога принимали участие две группы людей. Первая группа – это эксперты и консультанты в области финансово-экономического развития образовательных учреждений, психологи, социологи, бизнесмены, ученые-теоретики и ученые-практики, профессора экономических, технологических и управленческих вузов и даже академики. Вторая группа – это преподаватели, педагоги, то есть те, кому суждено нести в завтрашний день идеологию МЕТАВЕР. Собственно говоря, Форум был организован для них и на них ориентирован. Поэтому нет ничего удивительного, что принять участие в полезном общении с интеллектуальной элитой современной России согласились более полусотни общеобразовательных учреждений тридцати пяти городов страны: от Мурманска до Астрахани, от Москвы до Омска.
Из многочисленных докладчиков, вызвавших внимательный интерес молодежной аудитории, назовем нескольких, самых, пожалуй, ярких. Так, например, директор по реализации образовательных программ фонда “Сколково”, уроженец Обнинска Павел Лукша рассказал участникам Форума о проекте “ФОРСАЙТ “Компетенции 2030″, суть которого заключается в создании комплексного прогноза, по формулировке автора, “указывающего на основные компетенции, необходимые экономики и образованию до 2030 года”. А вот преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ Алексей Каптерев выступил с докладом на менее футурологическую тему “Чему и как учиться?”, в котором раскрыл секреты создания презентаций.
Однако самым ключевым докладом форума можно назвать доклад генерального директора корпорации “АСТРАРОССА” Сергея Хапрова – он поделился с присутствующими мнением о том, каким именно должно быть образование в будущем. По его образной модели, образование 1.0 - это образование от Аристотеля. Образование 2.0 - это современная школа, индустриальный университет. Образование 3.0 - это переходный этап от современного индустриального университета к высшему образованию ХХI века. Оно обеспечит связку и преемственность образовательных систем. Образование 4.0. - это образование, которое будет через 10-20 лет и будет отличным от сегодняшних представлений. Докладчик отметил, что нынешнее образование, в частности университеты, не отвечают требованиям экономики. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо пересмотреть базовые функции образовательной системы: возможность фильтрации информации, ее переработку в знания и возможность поиска знаний. Нужно, чтобы образование подчинялось тем правилам, которые действуют для всей экономики: “В будущем вузы должны стать корпорациями, реально открытой системой, должны развивать сетевой принцип образования, в том числе через социальные сети. А самое главное, должны интегрироваться с малым инновационным бизнесом”.
Кратко подытоживая работу Форума, можно уверенно утверждать, что EduCamp – 2011 в Бекасове стал не просто очередным шагом, но даже вехой на пути инновационного развития России, которое невозможно без слияния образования, исследования и управления и стирания граней между образованием и бизнесом. Приятно констатировать и тот факт, что этот важный шаг “в будущее” сделан именно с подачи и с помощью Обнинска. И сделан он сегодня. То есть, как нельзя вовремя.