О времени и о себе

Книги, о которых хочу рассказать, были изданы в прошлом году. Так получилось, что авторов некоторых из них уже нет в живых; кто-то из них известен во всем мире, а кто-то – в узких кругах читателей. Но объединяет последние книги этих авторов то, что все они автобиографичны в той или иной степени.

Роман Василия Аксёнова «Ленд-лизовские»
был обнаружен в компьютере писателя его сыном, текст оказался незакончен. Тем не менее, было решено его издать. В этом автобиографическом романе Аксёнов впервые обращается к своему детству, полному драматических событий. Родители писателя были репрессированы, а маленького Акси-Вакси (так зовут главного героя) отдали в детский дом для врагов народа, где его и разыскали родственники, взявшие его к себе в семью. А потом началась война. Очень колоритно описана Казань военных лет: смертный голод, очереди за супом, походы на рынок в надежде обменять на еду чтонибудь из вещей. И параллельно совершенно невероятная, головокружительная, порой опасная, неведомая взрослым детская жизнь. В ней злые драки шпаны, фильмы, просмотренные с деревьев в летнем кинотеатре, первые влюбленности. И, конечно, лендлизовская тушенка, вкуснее которой ничего не может быть. Реалистичное повествование переплетается с мальчишескими фантазиями Акси-Вакси. Он пускается в плавание на катере «Знаменательный», чтобы присоединиться к флотилии кораблей лендлиза. Здесь разворачиваются сказочные морские битвы с врагами лендлиза. И тут писательский дар Аксенова проявляется в полной мере. Ему скучно просто вспоминать и описывать реальные события, он фантазирует, экспериментирует и удивляет. Главный герой, а вместе с ним и автор запомнится нам прекрасным и юным, «несущимся под парусами, над светящимися дюнами, озаренными восходящим солнцем». Именно такова последняя законченная сцена романа.

В прошлом году увидели свет дневники легендарного актера и режиссера Ролана Быкова. Ролан Антонович вел дневники более полувека, с ранней юности и до последних лет. Слова «Я побит – начну сначала!» вынесенные в заглавие книги, принадлежат Бенджамину Франклину, и именно они стали девизом Быкова на всю жизнь. В его судьбе все шло через преодоление. Говорили, что у него сложный тяжелый характер. Но тяжелый прежде всего для себя. Он был перфекционистом, определил для себя высочайшую планку, и сам себя до нее дотягивал. Не желал идти в творчестве ни на какие компромиссы. Был неудобным актером, вмешивался в творческий процесс, бывал резок в высказываниях, в оценках работы коллег. Но и к себе был безжалостен, вкалывал как двужильный. Съемки в фильме «Письма мертвого человека» закончились инфарктом. А сколько сил и здоровья стоило «Чучело». С началом перестройки Быкова целиком захватила политическая и общественная жизнь. Много сил забирал организованный им фонд Ролана Быкова, при помощи которого было снято 86 фильмов. И это в то время, когда кино почти не снималось. К сожалению, эта деятельность уводила его все дальше от личного творчества. «Чучело» так и останется последним крупным свершением мастера. Любители покопаться в частной жизни будут разочарованы, дневники Быкова запечатлели, в первую очередь, развитие человеческого духа, битву разума, как написала в предисловии вдова режиссера Елена Санаева.

Автор книги «Заблуждение велосипеда» Ксения Драгунская – популярный драматург и сценарист, замечательный детский писатель, талантливый искусствовед. А еще она дочь писателя Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов» и сестра того самого Дениски, ныне известного публициста и блогера. «Заблуждение велосипеда» это трогательная, щемящая, местами смешная исповедь позднего ребенка, лучшими друзьями которого становятся велосипед с белыми шинами и речка, протекающая неподалёку. Героиня повести нелюбимая мамой девочка Ксения – мечтает о собаке, чтобы мама не отдавала ее на пятидневку и не сплавляла на выходные, и видит папу мертвым (отец умер, когда Ксении было 6 лет). Очень любопытно, глазами ребёнка, описывается жизнь писательского поселка и его обитатели: Трифонов, Нагибин, Ахмадулина. АНТОН УТКИН стал известен в середине 90-х. Его роман «Хоровод» номинировался на премию Букер. В 1997 г. он приезжал к нам в библиотеку. Мама – библиотекарь. «Самоучки», «Свадьба за Бугом».

Роман Антона Уткина «Крепость сомнения» не автобиография. Но героев с автором объединяет многое. Они – поколение тридцатилетних интеллигентов на рубеже 20-21 веков, выпускники истфака МГУ, которых разметала судьба от публициста и режиссера до бизнесмена и депутата. Четыре институтских товарища за каждым тянется своя история, личные события, любови и сомнения. Эти истории переплетаясь и по отдельности складываются в картину, довольно точно рисующую это поколение. События романа разворачиваются в двух временах сразу – Гражданская война и конец 90-х гг. 20 века. Связующим звеном оказывается тетрадка с записками офицера-белогвардейца, в которой фигурирует странная карта, где обозначены «разъезд Терпение», «форт Безмятежность» и «крепость Сомнения». Тайну этой тетрадки и загадку русской истории 20 века и пытаются разгадать герои романа. По-моему, получилось увлекательное повествование, написанное замечательным языком, со сложноподчиненными предложениями и неожиданными эпитетами. Правда, под конец романа Уткин как будто устает от своих героев, поэтому финал получился несколько скомканным. Ну, а что вы хотите – шесть лет человек писал…

Наталия Каленова, главный библиотекарь ЦБС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *