Коллеги: Владимир Александрович Руденко

28 сентября — День работников атомной промышленности


Д.Габрианович

Коллеги
Владимир Александрович Руденко – кандидат технических наук, руководитель одной из «горячих» лабораторий отдела радиационного материаловедения ГНЦ РФ-ФЭИ им. А.И.Лейпунского, мой наставник, многие годы непосредственный руководитель; за успехи в работе награжден правительственными наградами, двумя трудовыми медалями и Бронзовой медалью ВДНХ СССР. В его активе более 200 только открытых научных работ(статьи, доклады, отчеты…). Он — ветеран труда института, страны и отрасли.

Дорога в науку
Владимир Александрович приехал в наш город мирного атома в 1957 году молодым специалистом после окончания Московского Инженерно-Физического института. Практику и дипломную работу проходил у прекрасных специалистов Института металлургии им. Байкова, где и проявились стремление, вкус к исследовательской работе. В Обнинск получил направление со словами: « Там Малых, Ляшенко, разберетесь, чем заниматься». Это вдохновляло. Уже первые беседы с будущими руководителями — начальником отдела материаловедения, доктором химических наук, профессором Василием Саввичем Ляшенко и заведующим лабораторией, кандидатом технических наук (в недалеком будущем доктором, профессором, Заслуженным деятелем науки и техники РСФСР) Валерием Николаевичем Быковым определили направление работ молодого специалиста В.А. Руденко в области атомного материаловедения.
Развитие атомной энергетики, пионером которой был Физико-энергетический институт, требовало знаний не только в ядерной физике, но и во многих прилежащих областях науки. Открывшие новую эру в получении электрической энергии ядерные энергетические установки требовали новых материалов, знания их свойств. Конструкция должна быть прочной, надежной, радиационно устойчивой. Поэтому уже с пуском Первой АЭС ученым ФЭИ была ясна необходимость исследования реакторных материалов для прогнозирования их работоспособности. И уже в 1955 году началось строительство здания «горячих» лабораторий. В.С. Ляшенко, создатель и руководитель реакторного материаловедения, был озабочен формированием коллектива исследователей и применением всех необходимых современных методов анализа. Узнав о том, что Владимир хочет заниматься электронографией, что практиковался в Байковском институте и знаком с методами исследований в области материаловедения, сразу предложил заняться электронной микроскопией. Тем более, что микроскоп уже получен и в ящиках ждет «умелых рук».
Очень скоро микроскоп заработал, и молодой специалист В.А.Руденко получил первый и очень важный результат. При огромных увеличениях он обнаружил образование сигма-фазы в структуре некоторых сталей, предназначавшихся для изготовления оболочек тепловыделяющих элементов. Это явление вызывало опасение, так как приводило к снижению прочности конструкции. Затем у Владимира Александровича появился и новый прибор для изучения кристаллической структуры материалов – электронограф. Владимир Александрович буквально «обрастал» приборами и сотрудниками. Сказывался опыт, приобретенный в Байковском институте
Очень скоро Владимир Александрович заявил о себе как ученый: статьи в научные журналы, доклады на конференциях, подготовил к защите диссертацию на соискание звания кандидата технических наук и был направлен в заграничную командировку на два года.
В соответствии с межправительственным соглашением для оказания технического содействия Объединенной Арабской Республике была направлена группа ученых ФЭИ с семьями.

Египет. Каир. Война.

21 января 1967 года на заседании ученого совета ФЭИ В.А.Руденко успешно защитил кандидатскую диссертацию, а 24 января он с семьей и группой ученых с семьями приземлились в аэропорту в Каире.
Надо заметить, что одним из условий длительной заграничной командировки было наличие семьи. К этому времени у Владимира Александровича сложилась красивая семья, рос сын. Свою единственную верную любимую спутницу на всю жизнь он отыскал в Ленинграде, где Тамара Сергеевна к тому времени работала акушеркой в родильном доме. Выйдя замуж, рассталась со своим легендарным городом. А ее профессия, высокая квалификация, спокойный и уверенный характер нужны везде, ведь жизнь продолжается.
В Обнинске Тамара Сергеевна работает с 1961 года в женской консультации медсанчасти. Ее знают и любят будущие и состоявшиеся мамы. Ее знания и медицинские умения были востребованы и в Каире, она работала при советском посольстве. Вернувшись в Обнинск, продолжила свою работу в медсанчасти и до сих пор на рабочем посту. Она – ветеран труда, ветеран Атомной энергетики и промышленности.
А тогда, в 1967 году, в ОАР создавался атомный научный центр с исследовательским реактором. И задача специалистов, каждые полтора-два года сменявших друг друга, заключалась в том, чтобы передать практические и теоретические знания молодым специалистам ОАР. В частности, В.А.Руденко и И.М.Воронин учили ставить эксперименты и обрабатывать результаты по физике твердого тела и радиационному материаловедению.

Владимир Александрович рассказывает:
«Мы подготовили специалистов высокого класса, воспитали способных ребят, занимающихся наукой. Они вполне достойно защитили диссертации в университете. Мы сделали то, что нам поручалось, и уехали с сознанием выполненного долга. И с огромными впечатлениями от страны, ее истории, быта. По возвращении некоторое время поддерживали связь, продолжая консультировать своих питомцев.
А впечатления… Казалось бы: жара, пустыня, а в рабочих помещениях центра – кондиционеры, вполне рабочая обстановка, за окном парк. Пришло время намаза – кричит моэдзин. Чем бы ни занимались в данный момент, откладывают всё! Стелится половичок, арабы совершают свой многовековой ритуал намаза – моления. В целом осталось положительное впечатление. Вспоминаем до сих пор».
Да, все было бы ладненько, но ведь выпали героям моего рассказа потрясения, связанные с четырехдневной войной между Израилем и ОАР из-за маленького клочка земли на Синайском полуострове. «Нам объявили, что война и возможны бомбежки,» – вспоминает Владимир Александрович. «Многие из наших сотрудников вынужденно разбежались и жарились от солнца. Центр был расположен на окраине города недалеко от аэродрома. Израильтяне начали бомбить именно аэродромы. Мы с Игорем Ворониным поднялись на четвертый этаж, чтобы видеть его. Страшное зрелище – бомбежка!
А наши ребята, работавшие на реакторе, войны не видели, но стали героями! По инициативе и под руководством С.П.Белова они грамотно остановили ядерный реактор и стали выгружать тепловыделяющие элементы, чтобы избежать больших неприятностей в случае попадания бомбы.
И еще одно совпадение. У наших знакомых в первый день войны родилась дочка! Выписали их из больницы на следующий день. Тамара, будучи медиком, шефствовала над мамой и ребенком. Мы вечерами, в темноте, так как темнеет там рано, ходили их проведать. Это было страшно! Темно, кругом толпы народа, кричат – «гаси свет»! Светомаскировка. Электричество отключено, машины ездят с синими фарами. Приходя домой, мы зажигали свечку в шкафу… Это была война».
Закончилась египетская эпопея. Тамара Сергеевна вернулась к своей работе, Владимир Александрович – к своей, где их уже очень ждали.

Более полувека в ФЭИ

В связи с расширением использования ЯЭУ (ядерных энергетических установок) в различных областях народного хозяйства множились и задачи по исследованию работоспособности применяемых в реакторостроении материалов и особенно их радиационной стойкости. Для решения этих задач в институте был создан отдел радиационного материаловедения под руководством профессора В.Н.Быкова. Его давней мечтой было соединение теории физики твердого тела, радиационных повреждений с экспериментальными результатами исследования опытных образцов и материалов, отработавших в реакторах разного назначения. При этом он стремился внедрять для исследований самые современные методы. Новая структура помогала это осуществить.

В реакторостроении применяется большой спектр различных по назначению материалов. Среди топливных и конструкционных материалов, изучению которых изначально уделялось огромное внимание, большое значение имеют материалы, поглощающие нейтроны, и материалы, замедляющие нейтроны. По этим двум группам материалов накопилось много вопросов. Настолько они были острые и важные, что руководство института решило выделить их и поручить их решение научно-исследовательской «горячей» лаборатории поглощающих и замедляющих материалов в составе отдела радиационного материаловедения В.Н.Быкова. Возглавить ее было предложено В.А.Руденко. И это было правильное и дальновидное решение и интереснейшая работа на три десятилетия. Привлеченные к работе сотрудники были разделены по тематикам.
Гидридная тематика по замедляющим материалам буквально захватила нас, всех участников работ. Она велась широким фронтом в ФЭИ и в тесном контакте со смежными организациями отрасли. Полученные результаты трудно было переоценить. Они сразу шли «в дело». Выдавались рекомендации по отработке технологий и обоснования поэтапных испытаний от лабораторных проработок отдельных узлов до наземных и летных испытаний штатных изделий. Первый в мире космический запуск термоэмиссионной ЯЭУ состоялся 22 февраля, второй – 10 июля 1987 года. И проработал на орбите год. Это был мировой рекорд, принадлежавший СССР.
Опыт работы реактора–преобразователя «Топаз» подтвердил эффективность применения гидридов. Исследования показали, что область их применения может быть существенно расширена. Однако, выдавая рекомендации, не раз приходилось отстаивать свои выводы и мнения вопреки принятым. И растапливался лед сомнений и недоверия. В последние годы, к сожалению, эти работы свернуты.

Владимир Александрович сейчас выращивает урожаи, благоустраивает садовый участок. Он — грибник и рыболов, заслуженно отдыхает, проработав в ФЭИ более пятидесяти лет.
Тематику поглощающих материалов, развитую и отлично поставленную В.К.Руденко, продолжает в настоящее время ученик и единомышленник Владимира Александровича Владимир Прокопьевич Тарасиков. Но уже в другой структуре отдела…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *