. Обнинский Вестник » Публикации » Бюджет – главный финансовый документ города
Главная » Хроника

Бюджет – главный финансовый документ города

11 сентября 2011 Нет комментариев


По основному определению, финансист — это специалист, ведущий крупные денежные операции на легитимной основе, другими словами, на законной основе. Главный финансовый документ городского округа – бюджет города. Подготовка, принятие и последующее исполнение бюджета – огромная, ответственная и кропотливая работа, которую выполняют сотрудники Управления финансов Администрации города Обнинска.

Управление финансов Администрации города Обнинска было учреждено 54 года назад на первом заседании Обнинского городского Совета депутатов трудящихся. Бюджетная политика, управление общественными финансами занимают важное место в развитии первого наукограда России – города Обнинска. Бюджетная и налоговая политика в последние годы направлена на обеспечение устойчивого экономического роста и инвестиционной активности, обеспечение социальной стабильности, решение комплекса задач по повышению уровня и качества жизни населения, создание потенциала для будущего развития города. Развитие города в эти годы осуществляется в рамках единой экономической и инновационной политики Калужской области. Это позволяет обеспечивать устойчивый рост. С 2005 года доходы бюджета города выросли в 2,9 раза и составили в 2010 году 2 422 млн. рублей. В структуре доходов бюджета города происходило увеличение собственных доходов бюджета, их удельный вес увеличился с 55% в 2005 году до 65% в 2010 году. Собственные доходы бюджета города Обнинска выросли с 465 млн. рублей в 2005 году до 1 576 млн. рублей в 2010 году или в 3,4 раза.

Основную часть собственных доходов бюджета города, как и в других муниципальных образованиях, составляют налоговые доходы, объем которых увеличился с 301 млн. рублей в 2005 году до 1 264 млн. рублей в 2010 году или в 4,2 раза. Главным источником в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц, его поступления в 2010 году составили 608 млн. рублей, ч то в 3,8 раза больше, чем в 2005 году. Поступления налогов на имущество, включающие налоги на имущество физических лиц и организаций, земельный налог и транспортный налог с физических лиц, увеличились в 7 раз и составили в 2010 году 306 млн. рублей. Налоги на совокупный доход (налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности) увеличились в 3,3 раза и составили в 2010 году 285 млн. рублей. Неналоговые доходы за этот период увеличились почти в 2 раза и составили 311 млн. рублей в 2010 году. Основную долю неналоговых доходов составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Вместе с тем, проблема полноты сбора имущественных налогов сохраняется, имеются нерешенные вопросы по погашению задолженности по другим налоговым платежам, именно поэтому в вопросах укрепления доходной базы бюджета города очень важно взаимодействие финансовых работников всех уровней власти – и федеральной, и областной, и муниципальной. Безвозмездные поступления из федерального и областного бюджетов составили в 2010 году 844 млн. рублей и увеличились в 2,2 раза это связано с увеличением количества и объемов отдельных государственных полномочий, переданных на исполнение городскому округу. На развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры города как наукограда из федерального бюджета выделяется около 60 млн. рублей, данные средства направляются на создание зоны инновационного развития.
Бюджет города Обнинска не является дотационным. Основными задачами в части расходов являлось обеспечение качества бюджетных услуг, создание благоприятных условий для социально-экономического развития города, повышение эффективности управления финансовыми ресурсами.

Рост доходов бюджета города обеспечил рост бюджетных расходов. Расходы бюджета города Обнинска в 2010 году составили 2 441 млн. рублей против 839 млн. рублей в 2005 году, то есть возросли в 2,9 раза. На финансирование социальной сферы в 2010 году было направлено 62% от общего объема расходов или 1 503 млн. рублей, что в 3,3 раза больше, чем в 2005 году. Главным положительным результатом исполнения бюджета города в последние годы является обеспечение своевременной выплаты заработной платы и всех муниципальных надбавок. Также своевременно выплачивались все социальные выплаты, как по переданным государственным полномочиям, так и по установленным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Доля расходов бюджета, реализуемых программно-целевым методом, т.е. расходы по городским целевым, федеральным и областным целевым программам, составила 21% от общего объема расходов. На финансирование публично-нормативных обязательств в 2010 году было направлено 28 млн. рублей. Капитальные расходы, включая расходы по капитальным ремонтам, составили 527 млн. рублей или 21,6% к общему объему расходов. Расходы на выплату заработной платы в бюджете города неуклонно растут, если в 2005 году они составляли 326 млн. рублей, то в 2010 году – 899 млн. рублей, то есть увеличились за пять лет в 2,8 раза. Удельный вес расходов на выплату заработной платы к общему объему расходов составил 38%. Большое внимание уделялось повышению социальной защиты работников бюджетной сферы за счет введения и увеличения надбавок к заработной плате, выплата которых по сравнению с 2005 годом увеличилась в 3,9 раза и составила в 2010 году 255 млн. рублей.

С 1 сентября 2011 года заработная плата учителей общеобразовательных школ увеличивается на 40%. Установленные муниципальные надбавки к заработной плате позволили обеспечить сохранение кадрового состава педагогических работников школ и дошкольных учреждений, работников здравоохранения, культуры и спорта. В 2010 году наибольший удельный вес в расходах бюджета (37%) составили расходы на образование – 906 млн. рублей. В городе введено нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, что позволило обеспечить прямую зависимость величины фонда оплаты труда от числа учащихся. Расходы на социальную политику составляют более 15% общего объема расходов. На социальное обеспечение населения в 2010 году израсходовано 310 млн. рублей – это оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, социальные выплаты различного характера, субсидии в рамках исполнения целевых программ «Жилье в кредит» и «Обеспечение жильем молодых семей». Более 32 тысяч жителей города состоят на учете в информационной базе Управления социальной защиты населения как граждане, отнесенные к льготным категориям. В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов войны, вдов, тружеников тыла были отремонтированы 27 индивидуальных жилых домов и 17 квартир.

В 2010 году 40 семей работников бюджетной сферы приобрели жилье в рамках муниципальной программы «Жилье в кредит на 2007-2016 годы» с использованием кредитных средств и получают из бюджета города по этим кредитам компенсацию процентной ставки. Через «Фонд социальной поддержки населения города Обнинска» адресную материальную помощь получили в 2010 году 3 366 семей на общую сумму 8,5 млн. рублей. В целях усиления социальной защищенности были установлены выплаты матерям при рождении ребенка, пенсионерам к юбилейным датам, адресная материальная помощь по оплате услуг ЖКХ неработающим пенсионерам и другим категориям. Всего на публичные нормативные обязательства из бюджета города в 2010 году направлено 28 млн. рублей, что в 4,3 раза больше, чем в 2005 году. При сохранении общей социальной направленности расходной части бюджета удалось значительно увеличить объем средств, выделяемых на жилищно-коммунальное хозяйство, с 232 млн. рублей в 2005 году до 533 млн. рублей в 2010 году. Продолжены работы по реконструкции очистных сооружений, капитальному и текущему ремонту многоквартирных жилых домов, внутридворовых территорий, дорог, тротуаров, уличного освещения и других объектов благоустройства. Существенно возросли расходы и по всем остальным направлениям: по правоохранительной деятельности и по ГОЧС, транспорту, на развитие и поддержку малого предпринимательства. С 2010 года город не имеет муниципального долга и не привлекает заемные средства в процессе исполнения бюджета. Бюджет города Обнинска исполняется в рамках автоматизированной системы управления бюджетным процессом при казначейском исполнении бюджета на основе принципа единства кассы с марта 2002 года. Именно Обнинск в свое время был выбран в качестве экспериментальной площадки для отработки данной системы. И в Обнинске, одном из первых городов России эта система была успешно внедрена, что позволило существенно повысить эффективность управления средствами городского бюджета и использования бюджетных средств. Данная система позволяет использовать при исполнении бюджета, наряду с бухгалтерским, управленческий учет, обеспечивающий руководителей города, бюджетных учреждений и других бюджетополучателей оперативной и достоверной информацией по исполнению бюджета на всех его этапах для принятия управленческих решений по состоянию на любую дату.

В условиях системы составляется ежедневный управленческий баланс, в котором отражаются все показатели исполнения бюджета: остатки бюджетных средств на едином бюджетном счете, лицевых счетах бюджетополучателей, собственные доходы бюджета, межбюджетные трансферты, доходы от предпринимательской деятельности, кассовые расходы, источники финансирования дефицита и другие показатели. Главным итогом исполнения бюджета города является обеспечение жизнедеятельности предприятий и учреждений города, своевременное финансирование расходов по оплате труда, по расчетам за коммунальные услуги. По итогам исполнения бюджета за 2008 год во II Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», проводившемся в 2009 году, среди 190 муниципальных образований из 57 субъектов РФ город Обнинск занял I место и награжден дипломом I степени. Сложная и ответственная работа Управления требует высокой квалификации его специалистов. В Управлении работают высококвалифицированные специалисты, отличающиеся добросовестностью, ответственностью, компетентностью, хорошо разбирающиеся в бюджетном и налоговом законодательстве.

В Управлении сложилось разумное сочетание и молодежи и опытных работников. К нам на практику часто приходят студенты, из которых зачастую и подбираются новые сотрудники, из них потом вырастают хорошие специалисты. Трудно выделить лучших специалистов, между тем, нельзя не отметить таких сотрудников, как Надежду Николаевну Ткаченко, Татьяну Витальевну Шаванову, Аллу Алексеевну Корчашкину, Татьяну Михайловну Козьмину, Ольгу Владимировну Фадееву, Дину Петровну Лемешенко, которые являются хорошими наставниками в коллективе. А впереди у финансистов Управления – работа над бюджетом 2012 2014 годов, в котором необходимо учесть формирующиеся в России новые бюджетные отношения переход к регламентированному бюджету, позволяющему контролировать общий объем затрат и получаемые результаты, а не только их структуру, а также изменения в законодательстве, в частности, по муниципальным учреждениям нового типа согласно 83-ФЗ. И здесь работникам Управления финансов придется проявить в полной мере знания, опыт, выдержку, творчество, настойчивость и инициативу, не считаясь со временем. От имени коллектива Управления финансов Администрации города Обнинска поздравляем всех финансистов города с профессиональным праздником, желаем семейного счастья, здоровья, творческого подхода к работе и сбалансированных бюджетов, в том числе и семейных. Особые поздравления ветеранам-финансистам А.П.Цукановой, Н.А.Барабановой, С.А.Турукиной, которые многие годы отдали финансовой службе, а сейчас ушли на заслуженный отдых.

Л.Коновалова, Заслуженный экономист РФ