Третий проект: кадры для наукограда

В начале 90-х годов прошлого века Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации активно вело поиск эффективных путей сохранения и развития научного потенциала страны. В результате, государственную поддержку получили программы создания Государственных научных центров и наукоградов, которые получили широкую известность. И мало кто знает о том, что существовал и третий проект, связанный с открытием в будущих наукоградах опорных образовательных структур, способных на разных этапах решать задачи инновационного развития. Так, в девяностые годы в Дубне и Пущино были открыты университеты, а в Обнинске — Международная академия современного знания, одной из основных целей которой стало сохранение и развитие кадрового потенциала будущего наукограда.
О прошлом и настоящем Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Международная академия современного знания» мы беседуем с ректором Александром Александровичем ПОСТНИКОВЫМ.

— В следующем году исполняется 20 лет с момента организации Академии. Мы существуем все эти годы как самостоятельное государственное образовательное учреждение и вполне успешно работаем, преимущественно, в области дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов. Нам удалось создать фактически «с чистого листа» учебно-методическую базу, включающую целый ряд кафедр, школу бизнеса, управление учебно-методической работы, отдел НИОКР и современный информационно-вычислительный центр. Ежегодно по программам Академии обучается от 1500 до 2000 человек. Под научным руководством профессора П.А.Ореховского подготовлено 10 кандидатов наук.
На протяжении многих лет мы учили других и учились сами, работая в сотрудничестве с отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, такими как, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Открытый университет Великобритании и др. В рамках сотрудничества с МЭСИ осуществлялся целый ряд функций, позволяющих обеспечить присутствие этого крупного университета в Обнинске. В начале 90-х годов в нашей стране практически не было программ обучения специалистов в области управления, отражавших мировой опыт. Поэтому мы активно сотрудничали с Открытой школой бизнеса Открытого университета Великобритании, в рамках регионального центра Международного института менеджмента ЛИНК. В 1993 году Академия стала учредителем ФРИДАС, первые преподаватели которого прошли до этого переподготовку в Академии.

— Александр Александрович, приход 2000-х ознаменовался началом бума корпоративного обучения. В страну пришли западные сетевые компании, возникла потребность в подготовке кадров для этих компаний. Такая ситуация не могла не повлиять на работу Академии…

— Да, действительно, на Западе так принято: требуется компании подготовить определенное количество, допустим, менеджеров по продажам — нужно лишь выбрать учебное заведение и отправить специалистов обучаться на курс «маркетинг». Желают руководители подтянуть знания сотрудников в управлении финансами? Никаких проблем — к их услугам всегда открыты соответствующие полугодовые курсы. Там это в порядке вещей. Учебное заведение примет специалистов, обучит и выдаст сертификат, подтверждающий уровень полученных ими знаний и навыков. Причем, выданные сертификаты в профессиональной среде знают, как говорится, «в лицо», и доверяют им.
Наши же руководители предприятий не всегда до конца осознают, что сотрудники компании должны обучаться, развиваться. Всем известно, что сейчас многие фирмы предлагают предприятиям различные программные продукты для автоматизации деятельности организации — бухгалтерские программы, программно-аппаратные комплексы, различные системы и т. д. Между тем, никто из продавцов не желает заниматься рутинным повышением квалификации персонала. У них совсем иная задача — продать продукт, получить прибыль. Руководитель предприятия сам должен озаботиться не только тем, чтобы купить нужный программный продукт или систему, но и тем, чтобы этот программный продукт лег на подготовленную базу. С одной стороны, руководитель должен построить современную систему информационного обеспечения, чтобы в результате внедрения новшества получить какую-то отдачу. С другой стороны, чтобы получать максимальную отдачу, нужно подготовить соответствующий персонал. Это очень серьезный вопрос.
Наши курсы хорошо известны, сертифицированы рядом компаний производителей программных продуктов, однако работать нам очень непросто. Дело не только в возросшей конкуренции. Речь скорее идет о недобросовестной конкуренции. Сегодня на образовательном рынке появилось огромное количество фирм, предлагающих пройти ускоренный курс обучения, предположим, за день. Фактически, все свелось не к обучению, а к покупке сертификатов. Да, преподаватели на этих курсах добросовестно отрабатывают этот день, увлекательно рассказывают, иллюстрируя свои лекции слайдами. Но не предоставляют слушателям возможности не только усвоить представленный материал, но и закрепить его необходимыми для применения практическими навыками. Для этого надо покупать лицензионные программные продукты, сертифицировать преподавателей и т.п. А это очень затратно для «однодневок». Понять разницу можно только в сравнении, поэтому нередки случаи, когда после таких однодневных курсов люди приходили к нам и уже за свои деньги доучивались, испытывая неловкость от того, что организация за них заплатила, а знания и необходимые практические навыки они не получили.

— Международная академия современного знания в свое время тесно сотрудничала с Институтом профессиональных финансовых менеджеров и с Международной ассоциацией бухгалтеров…

— Да, мы готовили специалистов по финансовому менеджменту и по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) по британским программам, хотя наша страна до сих пор не перешла на эти общепринятые стандарты. Только в нынешнем году появилось письмо Министерства финансов Российской Федерации, в котором говорится, что в ближайшее время этот переход будет осуществлен. Следует признать, что мы «выстрелили» намного раньше — уже семь лет назад начав подготовку специалистов по этому направлению. В результате мы подготовили к переходу на международные стандарты финансовой отчетности множество руководителей и топ-менеджеров крупных компаний, в том числе, по договору с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Учебные группы формировались в основном из представителей столичных городов — Москвы и Санкт-Петербурга. Однако наши усилия не нашли должной законодательной поддержки. Процесс перехода к МСФО затянулся. Висят на стенах кабинетов красивые сертификаты, а применить на практике полученные знания наши бывшие слушатели пока в полной мере не могут.
Деятельность Международной академии современного знания не ограничивается одними лишь образовательными услугами. Все годы нашего существования мы занимаемся научно-исследовательской деятельностью, и в этой области имеем достойные результаты. В структуре Академии для этого предусмотрен специальный отдел – отдел НИОКР. Особо следует отметить, что на проведение исследований мы не тратим ни копейки бюджетных средств — все работы проводятся за счет средств предприятий, заказавших нам ту или иную работу.

— Каковы перспективы как Международной академии современного знания, так и дополнительного послевузовского образования в целом?

— Уже не первый год идет спор вокруг тезиса известного методолога Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО двадцати с лишним летней давности о том, что «Наука в Обнинске умерла». Эти слова, кстати, нередко ошибочно приписывают бывшему мэру города Юрию КИРИЛЛОВУ. Можно и дальше продолжать спорить. Но сегодня уже многим ясно, что без новых задач для городского научно-технического комплекса и «свежей крови» — притока молодых научных кадров, статус наукограда и государственных научных центров для городских научных организаций будет трудно удержать. Сделать наш город вновь привлекательным для работы и проживания молодых ученых и специалистов, выпускников ведущих вузов страны, и, возможно, зарубежья — задача не из легких. Нам так и не удалось преодолеть ведомственную разобщенность научных организаций города, выработать единую программу стратегического развития города. А на эксплуатации былых достижений и заслуг, отраженных в нынешних статусах, далеко не уедешь.
Времена меняются, а тезис «Кадры решают все» остается неизменным. Конечно, по волшебству, по мановению волшебной палочки ничего не происходит. Если руководитель предприятия развивает свою организацию, заботится о ней, то этот самый тезис о кадрах, которые «решают все», он будет ставить во главу угла. А кадры нужно обучать. Хотим мы этого или не хотим, но нам придется перейти к мировой системе, в соответствии с которой учиться нужно всю жизнь, а не защитить докторскую или кандидатскую и всю оставшуюся жизнь эксплуатировать полученные чины и звания. Нужно донести до людей, что учиться следует всю жизнь. Международная академия современного знания предлагает своим слушателям программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, позволяющие специалистам идти в ногу со временем. В выигрыше от этого оказываются все — и слушатели Академии, и город, и страна в целом.

Основные направления образовательной деятельности Международной академии современного знания:
— менеджмент;
— маркетинг;
— управление персоналом;
— финансы и кредит;
— бухгалтерский учет;
— информационные технологии в управлении;
— прикладная математика и информатика;
— экология, экологическая безопасность;
— государственное муниципальное управление.

Основные вехи в истории Академии
1992 г. — 1 октября утвержден Устав Международной академии современного знания
1993 г. — Академия вошла в состав учредителей Франко-Российского Института Делового Администрирования (ФРИДАС). При поддержке МЦДО ЛИНК Академия приступила к освоению программ дистанционного обучения Школы бизнеса Открытого университета Великобритании
1994 г. — Слушатели Академии впервые получили курсовые сертификаты Открытого университета Великобритании в области менеджмента, маркетинга и финансов
1995 г. — Слушатели академии впервые получили профессиональные сертификаты Открытого университета Великобритании в области менеджмента
1996 г. — Слушатели Академии впервые получили дипломы бакалавров менеджмента Открытого университета Великобритании
1997 г. — Академия заключила договор с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) о сотрудничестве по развитию Системы открытого образования
1998 г. — Академия стала членом Обнинской торгово-промышленной палаты
1999 г. — В Академии внедрена Система дистанционного консультирования и обучения муниципальных служащих, разработанная Институтом муниципального управления
2000 г. — академия вошла в число победителей Всероссийского конкурса на право консультирования малых городов России
2001 г. — Академия стала базовым учебным центром Департамента Федеральной службы занятости населения по Калужской области
2002 г. — Академия аккредитована в качестве учебно-методического центра Института профессиональных бухгалтеров России
2003 г. — Академия аккредитована Международной ассоциацией бухгалтеров (Великобритания) в качестве учебного центра по программе ведения бухгалтерского учета по международным стандартам финансовой отчетности
2004 г. — Академия приступила к созданию системы дистанционного обучения нового поколения на базе пакета программ «eLearning Server 3000»
2005 г. — Академия аккредитована в качестве учебного центра Института профессиональных финансовых менеджеров (Великобритания)
2006 г. — Академия аккредитована Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на очередной пятилетний срок. Пятерым сотрудникам Академии присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования». Академия стала лауреатом международной премии «Лидер экономического развития России» в номинации «Лидер в области социальной ответственности»
2007 г. — Академия завершила комплекс работ по внедрению результатов НИОКР, выполненных в 2002-2007 годах, в практику промышленных и научно-производственных предприятий.
2010 г. – Академия перешла в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации.
2011 г. – Академия получила бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *