Коллеги

Владислав Александрович Соловьев специалист по атомному материаловедению, старший научный сотрудник ГНЦ РФ-ФЭИ им. А.И.Лейпунского, мой коллега, наставник и старший товарищ, вместе с которым мы долгие годы работали в одной лаборатории отдела радиационного материаловедения технологического отделения ФЭИ.
В начале 50-х годов прошлого столетия, когда происходило становление лаборатории «В» (будущего ФЭИ флагмана атомной энергетики), рядом с крупными учеными, имена которых уже были на слуху, начинали работать молодые способные специалисты. Разные пути-дороги привели их в лесной поселок на берегу Протвы с зашифрованным названием почтового ящика, но все они были одержимы наукой. Они рядом работали, рядом жили, становились коллегами и друзьями и привносили в жизнь и быт все, чем были богаты, и все это становилось их общим достоянием. Путь в Обнинск одного из старейших специалистов ФЭИ, Владислава Александровича Соловьева, пролегал через Саров.

Саров

Сегодня Саров называют бриллиантом в короне России, а саровский ядерный центр, как и Обнинский ГНЦ РФ-ФЭИ, уже отметил свой 65летний юбилей. Его история – история реализации задач государственного масштаба. Сегодня в состав РФЯЦ-ВНИИЭФ входят институты: теоретической и математической физики, экспериментальной газодинамики и физики взрыва, ядерной и радиационной физики, лазерно-физических исследований, центр высоких плотностей энергии, конструкторские бюро и тематические центры, объединенные общим научным и административным руководством. Создание предприятий по разработке ядерного оружия после устрашающих взрывов атомных бомб США в Японии конструкторского бюро КБ-11 при Лаборатории №2 АН СССР датировано 9 апреля 1946 года. РФЯЦ-ВНИИЭФ расположен на уникальной исторической территории, где 300 лет тому назад был построен Саровский монастырь. Поселок Сарово после организации КБ-11 в разные годы значился как Объект 550, База 112, Шатки-1, Москва-центр 300. В 1954 году получил секретное название «Кремлев» и почтовое – Арзамас-75, позже – Арзамас-16.

Нынешнее наименование Саров получил в 1995 году. За время работы Саровский ядерный центр передал на вооружение страны 46 типов ЯБ (ядерных боеприпасов) и 25 типов ЯЗ (ядерных зарядов) для оснащения ракетных комплексов войск стратегического назначения. С первых дней создания КБ-11 было отнесено к режимным предприятиям, его территория превратилась в закрытую зону. КБ-11 формировалось на базе завода боеприпасов №550 в поселке Сарово Горьковской области. Его главным конструктором стал профессор Юлий Борисович Харитон. Специалистов в первый ядерный центр собирали чуть ли не по всей стране. Вот сюда и был направлен после окончания Ивановского электромеханического техникума В.А.Соловьев. Но не хотелось юноше попадать в столь секретную организацию, так как мечтал поступать в институт и получить высшее образование. Он рассчитывал на отставку, сославшись на то, что отец был арестован в 1936 году.
И в самом деле, семья тогда жила в городе Нерехта. Отец после рабфака окончил Московский автодорожный институт и работал главным инженером автотранспорта Ярославского резино-асбестового комбината. Вдруг однажды отец пропал. Чрезвычайно обеспокоенная мама поступила весьма разумно. Она написала письмо М.И.Калинину (его называли всесоюзным старостой), сообщив, что, мол, муж в «бегах» и просила оказать содействие в розыске, чтобы платил алименты. Вскоре отец вернулся, пробыв в следственной тюрьме около года. Но выйдя, ничего не рассказывал.
Однако такой ход не сработал. В Москве на Цветном бульваре сказали в конторе, что надо по распределению отработать три года и следует явиться в аэропорт Внуково, чтобы вылететь к месту работы. Забегая вперед, замечу, что мечте Владислава об окончании института суждено было сбыться в 1957 году уже в Обнинске. А тогда летом 1948 года, через полтора часа полета, самолет приземлился на полевом аэродроме на юге Горьковской области, и молодой специалист прибыл на место работы, обозначенное в трудовой книжке БАЗА-112 СССР. Эти годы (с июля 1948 по июль 1950) оставили неизгладимые впечатления. Владислав работал техником в лаборатории металлургии делящихся материалов, руководимой академиком Н.В.Агеевым (тогда член-кором АН СССР). Молодой специалист налаживал вакуумные и измерительные установки, проверяя их работу на урановых образцах, готовясь к исследованию плутония. Когда все было готово, приехал с инспекцией Ю.Б.Харитон (отец атомной бомбы). И тут, как вспоминает Владислав Александрович, произошел такой казус: «Юлий Борисович решил сам попробовать, как делать измерения, и погрузил руки в перчаточную камеру, из которой извлечь их не так-то просто. Дело было летом, окна открыты. В это время ему на лоб сел комар. Мы стояли лицом к Юлию Борисовичу и видели, как он морщится. Свита стояла позади него и не видела комара. Мы делали знаки Николаю Владимировичу, который стоял сбоку от Юлия Борисовича. Ситуация! Любое резкое движение по отношению к Ю.Б.Харитону было чревато». Охрана! Тогда Н.В.Агеев взял промокашку и плавно смахнул комара…. Через некоторое время у нас на окнах появились металлические сетки.

Когда поступил плутоний, лаборатория перешла на непрерывный режим работы. В группе В.С.Ляшенко выплавляли сплавы, затем изготавливались образцы для всестороннего исследования свойств и построения диаграммы. На основании построенной диаграммы были выданы рекомендации для промышленности. На объекте П.М.Зернова, рассказывает Владислав Александрович, мы не только трудились, но и отдыхали, занимались спортом. Я занимался лыжами и коньками, легкой атлетикой, порой играли в баскетбол, волейбол, в теннис. Летом до работы успевали на стадионе размяться. На спортивных дорожках и площадках нередко встречали ведущих сотрудников (и вместе осваивали азы различных видов спорта) Ю.Б.Харитона, Я.Б.Зельдовича, Н.В. Агеева, И.Е.Тамма (будущего лауреата Нобелевской премии)…

…Мы предполагали, для чего нужна наша работа, но никаких сведений не было. Наши догадки нашли подтверждение в сообщении ТАСС от 23 сентября 1949г. И связывали с этим событием, испытанием первой советской атомной бомбы, высокие награды и поощрения. Звание «Героя соцтруда» присвоено Ю.Б.Харитону, К.И.Щелкину, Я.Б.Зельдовичу и др., Н.В.Агеев награжден Орденом Ленина, В.С.Ляшенко премией Совмина СССР.

Обнинск

После благополучного завершения работ лаборатория Н.В.Агеева по приглашению А.И.Лейпунского перебазировалась к 1августа 1950 г. в лабораторию «В» (будущий ФЭИ). Эти специалисты, в составе которых находился и В.А.Соловьев, имели колоссальный опыт работы с делящимися материалами и составили основу материаловедческого отдела в ФЭИ. В.А.Соловьев вошел в группу физических методов исследования твердых и жидких металлов. Обнинск сразу поразил большей свободой в общении.
Владислав включился в общественную работу, вел занятия в лыжной секции, занимался легкой атлетикой. С организацией вечернего отделения МИФИ появилась возможность получить высшее образование и основательно заняться научными исследованиями. В.А.Соловьеву посчастливилось работать под непосредственным руководством видных ученых – академика Н.В.Агеева, профессоров В.С.Ляшенко, В.Н.Быкова. Он занимался исследованиями физических свойств реакторных материалов, коррозией конструкционных материалов в жидкометаллических теплоносителях.
Он был и остается постоянным посетителем технической библиотеки. Все это сформировало в нем самостоятельность научного мышления, видения задач, способность анализа и обобщения экспериментальных данных по ряду разделов атомного материаловедения.

Долгие годы В.А.Соловьев успешно исполнял обязанности руководителя лаборатории. Он автор 120 научных трудов, десятков трех открытых публикаций, соавтор книги, изобретатель. Владислав Александрович оказался незаурядным историографом, вместе с коллегами Л.Н.Саратовским и А.Я.Ладычиным издали книгу «Становление атомного материаловедения в ФЭИ», научно-популярное издание 2005г. Интересна также его с В.А.Ивановым работа об эпиграфах в научных изданиях. Владислав Александрович большой и увлеченный коллекционер. Он коллекционирует многое: книги, знания, открытки, этикетки вин, фотографии коллег и сотрудников. Благодаря энциклопедичности знаний и ярких воспоминаний он сотрудничает с музеем истории города. У него много друзей и знакомых, он интересный собеседник.
На работе к нему нередко приходят посетители за консультацией. Даже если нет у него сразу ответа на конкретный вопрос, то непременно он протянет руку к книжному шкафу и достанет ту книгу, которая даст ответ. В давние годы я как-то поинтересовалась, из чего состоит вареная колбаса. Владислав открыл какой-то справочник и нашел ГОСТ-овский состав и даже чем отличается «Докторская» от «Эстонской». Меня это очень поразило. Владислава Александровича отличает неторопливость и рассудительность, негромкая вдумчивая речь и абсолютная бесконфликтность. Его уважают коллеги и друзья, а дома обожают дети и внуки.

Владислав Александрович с большой теплотой вспоминает 50-ые, 70-ые, 80-ые годы прошлого столетия, когда все были молоды, полны энтузиазма, успешно трудились, радовались каждой вновь пущенной ЯЭУ на земле, в небесах и на море. Вместе отдыхали, занимались спортом, ходили в дальние и ближние походы, познавали краеведение, альпинисты ходили в горы; плавали на байдарках, обретали друзей и коллег, сохранив чувство товарищества до нынешних дней с теми, кто жив М.Арнольдов, А.Трифанов, Ф.Круглов, В.Руденко, В.Андреев… (всех не перечесть), и теплую память о тех, кого уже нет с нами И.Бондаренко, Л.Усачев, Е.Ворожейкин, В.Иванов, М. и В.Смеловы. И еще много имен можно было бы поставить рядом с именем В.А.Соловьева. В.А.Соловьев из плеяды первопроходцев атомного материаловедения, до сих пор в строю. Продолжая традиции, заложенные его учителями-руководителями, считает сейчас своей главной задачей сохранить накопленные экспериментальные и эксплуатационные результаты по реакторным материалам, обобщить их для расчета и обоснования будущих поколений перспективных ядерных реакторов.
В.А.Соловьев награжден медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда», а также знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Остается пожелать уважаемому коллеге еще долго и плодотворно трудиться, увидеть изданными подготовленные к печати книги, статьи, и доброго здоровья.

Дина Габрианович

Кстати, завершая наш рассказ, отметим, что всех нас в той или иной степени интересует успех, будь то карьера, личностный рост или личная жизнь. Журнал Братьев Агеенко — это издание, где можно узнать истории успеха других людей. И как знать, может быть, именно чужой опыт пробудит в вас вдохновение, которое поможет вам достичь своего собственного успеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *