В Обнинске создается реактор нового поколения

Госкорпорация «Росатом» и En+ Group, управляющая активами Олега Дерипаски, объявили о создании совместного предприятия для продвижения проекта СВБР – свинцово-висмутового «быстрого» реактора. Проект предусматривает сооружение опытно-промышленной реакторной установки мощностью 100 МВт на площадке Обнинска и последующую коммерциализацию технологии СВБР. Проект разрабатывается под научным руководством Физико-энергетического института, ведёт проект главный научный сотрудник — советник генерального директора ГНЦ РФ-ФЭИ, доктор технических наук, профессор Г.И.Тошинский.

Изначально технология «тяжелого» жидкометаллического теплоносителя – сплава свинца с висмутом разрабатывалась для ядерных энергетических установок атомного подводного флота. В середине 90-х годов на базе этой технологии начали разрабатываться реакторы гражданского назначения. В итоге появился уникальный проект свинцово-висмутового быстрого реактора СВБР, так заинтересовавший частных инвесторов. Однако заключению соглашения между ГК «Росатом» и компанией Олега Дерипаски предшествовала долгая история. Новаторская идея использовать в качестве охлаждающей жидкости сплав свинца с висмутом принадлежит Александру Ильичу Лейпунскому. Выбор оказался на удивление точным, несмотря на полное отсутствие в те годы какой-либо опыта его использования. На Западе подобных установок не существовало. Выбор теплоносителя основывался, прежде всего, на соображениях безопасности.

Здесь в ФЭИ под руководством Александра Ильича в начале 50-х годов Георгий Ильич Тошинский начинал работать по этому направлению, которое определило весь его дальнейший научный путь. Еще будучи студентом, Г.И. Тошинский по поручению А.И. Лейпунского проводил расчёты быстрого реактора с теплоносителем свинец-висмут. Но в те времена для гражданской энергетики необходим был реактор-наработчик плутония с интенсивным теплосъемом. Таким условиям соответствует натрий, поскольку он имеет гораздо лучшие теплофизические свойства. А свинцово-висмутовый теплоноситель стали применять на атомных подводных лодках, тем более что свинец-висмут, в отличие от натрия, не «боится» воды.

Понятно, что тематика, касающаяся этого теплоносителя, стала закрытой на долгие годы. До сих пор большинство работ Георгия Ильича, в том числе его кандидатская и докторская диссертации, посвящённые физике реакторов, имеют гриф секретности. Над этим направлением работали параллельно и американцы, однако «споткнулись» о проблему технологии теплоносителя и отказались от дальнейших работ. Поначалу неудача в этой области постигла и нашу страну. Из-за недооценки всех тонкостей технологии теплоносителя в 1968 году на первой опытной АПЛ такого типа произошла авария. Оказалось, с теплоносителем происходит примерно то же, что, например, с паровым котлом, если в него залить воду из водопровода, когда при кипении все узлы постепенно забиваются накипью.

Потребовалось 15 лет напряженной работы многих коллективов, чтобы решить эту проблему. Георгий Ильич выезжал на испытания атомных лодок, сравнивал результаты расчетов с фактически полученными данными, участвовал в ремонтах и анализе аварий. За создание корабля, не имеющего аналога в мировой практике (АПЛ проекта 705 занесена в книгу рекордов Гиннесса), Г.И. Тошинский в числе группы специалистов, принимавших активное участие в этой работе, был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета». В 90-х годах в связи с развитием направления по созданию гражданских атомных реакторов малой мощности со свинцово-висмутовым охлаждением Г.И. Тошинскому поручается научное руководство работами по реактору СВБР-100. СВБР (Свинцово-Висмутовый Быстрый Реактор) – это реактор нового поколения, при разработке проекта которого использован опыт, приобретенный при создании таких реакторов для подводного флота. Это реакторный модуль электрической мощностью 100 Мегаватт. Из таких модулей, как из кубиков, можно сложить энергетический блок АЭС. Изготовленные на заводе модули легко транспортировать в любую точку страны. Объем монтажных работ на месте – минимальный, не сравнимый с теми затратами труда, времени и средств, которые требуются при строительстве традиционного крупного энергоблока. В зависимости от потребностей, мощность такой модульной АЭС можно варьировать – достаточно поставить соответствующее число реакторных модулей. И самое главное, этот реактор обладает принципиально более высоким уровнем безопасности по сравнению с нынешними серийными, поскольку он работает при давлении, близком к атмосферному.Еще одно преимущество СВБР по сравнению с серийными блоками – возможность использования их в региональной энергетике.

Множество причин, среди которых и географическая «разбросанность» страны, привели к тому, что сегодня до 70% общей генерации энергии осуществляет региональная энергетика, использующая традиционные виды топлива. Обеспечение электроэнергией и теплом большого числа обособленных населенных пунктов и промышленных объектов зачастую обходится очень дорого. Что же касается атомной энергетики, то крупные энергоблоки не всегда могут вписаться в энергосистему региона. К тому же они должны быть расположены на удалении более 30 км от крупных городов. Малая атомная энергетика как нельзя лучше решает все эти проблемы. Так что выбор частными инвесторами проекта СВБР был вполне продуманным и просчитанным. Однако, для того, чтобы запустить СВБР в серию, необходимо отработать технологию на опытно-промышленном образце. « Когда будет построена и успешно продемонстрирована работа реактора СВБР-100, после этого можно будет говорить о коммерциализации этого проекта, его широком внедрении», — говорит Г.И.Тошинский. Одним словом, товар надо показать лицом. Видимо, Обнинск и возьмет на себя эту задачу.

Е.Колотилина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *