Наш регион доказал свою инновационность

Калужская область в числе 8 субъектов РФ вошла в Ассоциацию инновационно-активных регионов России. Таков, пожалуй, главный для нашего региона итог прошедшего в конце мая 13-го Томского инновационного форума.
В этом году он получил название Innovus и проводится под лозунгом «Инновационное лидерство регионов: конкуренция за будущее». Присутствие на Форуме помощника президента России А.В. Дворковича подчеркнуло внимание федеральной власти к регионам как территориям инновационного развития. От Обнинска в работе Форума принял участие первый заместитель председателя Обнинского городского научно-технического Совета, начальник отдела ГНЦ РФ-ФЭИ А.П.Сорокин.
Программа Форума, по словам А.П.Сорокина, была очень насыщенной. Основные заседания проходили в формате панельных дискуссий и круглых столов. Тематически работа Форума делилась на несколько направлений. В соответствии с основной тематикой акцент был сделан на демонстрации достижений и обмене опытом в реализации инновационного развития продвинутых в инновационном плане регионов. Это Томская область, Татарстан, Красноярский край, Новосибирская и Калужская области. А.П.Сорокин отметил опыт сотрудничества регионов Сибири как наиболее яркий пример эффективной кооперации, а хозяева мероприятия – Томская область – претендует, по словам губернатора В.М.Кресса, на особый статус инновационного центра, своего рода инновационной столицы страны. Уже сегодня Томск – университетская столица Сибири. Здесь на 500 тысяч населения приходится 100 тысяч студентов. «Молодежи много, и это чувствуется везде, в том числе, и на форуме, — говорит Александр Павлович, — причем, молодежи активной, желающей реализовать себя». По территории Томскую область можно сравнить с Францией, население – 1 млн.100тыс., и по масштабам она сопоставима с Калужской областью. Но в Томской области есть нефть, газ, золото. Богатый регион создает возможности и для инновационного развития. Значительные средства здесь вкладываются в инновационные проекты, в развитие инфраструктуры, подготовку кадров. Успешное развитие региона во многом определяет и активная деятельность его властных структур. В Томской области налажено конструктивное взаимодействие власти и бизнеса. Кстати, уже в ходе форума поступила информация о том, что постановлением Правительства РФ в Томске создан Федеральный центр науки. Обнинск пытался получить такой статус в 2004 году. Под эгидой Городского научно-технического Совета был разработан проект Федеральной целевой программы, ориентированной на создание такого федерального центра. Но, к сожалению, пробить в «верхах» этот проект не удалось.
Еще одна особенность Томской области – наличие на ее территории комплекса предприятий атомной отрасли, поэтому значительное внимание на Форуме было уделено инновациям в сфере ядерных и радиационных технологий. Обсуждались вопросы перспективного развития научных исследований в атомной отрасли, выяснялись механизмы эффективного взаимодействия разработчиков инновационной продукции и технологий со структурами Госкорпорации «Росатом» с целью продвижения инновационных разработок высокой степени готовности. Обсуждение проходило в формате круглого стола на тему «Программы развития ядерных технологий: новые возможности для регионов». Одним из ключевых выступлений круглого стола стал доклад начальника отдела ГНЦ РФ-ФЭИ А.П.Сорокина на тему «Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения» на 2010-2015 гг. и на период до 2020 года». Затем состоялось обсуждение перспектив участия предприятий и организаций научно-образовательного и промышленного комплекса Томской области в реализации этой и других программ по развитию атомной энергетики и ядерных технологий, рассматривались возможности использования технологий атомной отрасли для высокотехнологичных производств современных материалов. На круглом столе была представлена деятельность Инновационного центра Госкорпорации «Росатом» по развитию инновационного потенциала атомной отрасли.
Основное внимание на Форуме было уделено обсуждению проблем инновационного развития регионов и, вообще говоря, страны в целом, потому что Россия – это и есть регионы. А национальная инновационная система складывается из отдельных центров этой системы, под которыми подразумеваются наукограды, особые экономические зоны, технопарки в сфере высоких технологий. На Форуме были озвучены не только существующие препятствия на пути инновационного развития регионов, но и конкретные предложения по их устранению. «Высказывалось много конструктивных предложений, — говорит А.П.Сорокин, — которые касались решений как на федеральном, так и на региональном уровнях».
В выступлении Председателя Комитета по образованию и науке Совета Федерации ФС РФ Х.Д.Чеченова были отмечены те проблемы, которые существенно тормозят инновационное развитие и требуют незамедлительного решения. Среди них – отсутствие единой информационной базы по законченным фундаментальным и прикладным исследованиям, по наличию спроса на ту или иную научную продукцию, по коммерческой перспективности различных научных направлений. Работа в этом направлении требует системного подхода, причем, с использованием современных управленческих и информационных технологий. По мнению Х.Д.Чеченова, в России фактически никто не занимается стандартизацией инновационной продукции, паспортизацией проектов, подготовкой предложений инвесторам. За этими, казалось бы, частностями стоит общая проблема: по существу в России отсутствует рынок инноваций.
Отсюда становится понятной и незаинтересованность разработчиков в реализации своих проектов, с одной стороны, а с другой – отсутствие спроса со стороны промышленности на инновационный продукт. В условиях социалистической экономики предприятия тоже не были заинтересованы во внедрении инноваций. Но в Советском Союзе, по крайней мере, были попытки сделать эту работу плановой. По сути, предприятия заставляли осваивать высокие технологии. Сейчас у отечественных промышленников отсутствует мотивация к внедрению инноваций. Как же повысить инновационную восприимчивость отечественной экономики? Среди мер, стимулирующих инновационное развитие — налоговые льготы, а также восстановление государственного заказа на инновации, то есть, по существу, возвращение к отраслевой науке. Ясно одно: это проблема государственного уровня и, возможно, опыт социалистической экономики в чем-то может быть полезен. И, прежде всего, необходимо ввести государственное регулирование в научно-технической и инновационной сфере.
Отсутствие системного подхода в инновационной политике ведет и к неэффективному расходованию средств. Х.Д.Чеченов считает, что основные капиталовложения сегодня идут на развитие инфраструктуры. Конечно, это важный фактор инновационного развития, но он не является определяющим. Наукограды, крупные научные центры типа ФЭИ, университеты – вот те точки инновационного роста, где, по мнению Председателя Комитета СФ, можно при небольших затратах значительно усилить инновационную деятельность. Но при этом им необходим другой статус. Ссылаясь на пример Новосибирского Академгородка, Х.Д.Чеченов подчеркнул важность сохранения в них социальной среды.
По-прежнему в стране остро стоит вопрос защиты интеллектуальной собственности. У нас только 10% патентоохраняемых тем, в связи с чем Россия несет колоссальные потери. Информация уходит из страны, как через публикации, так и другими путями. Хотя пик утечки информации пришелся на 90-е годы, проблема ухода за рубеж наших ноу-хау по-прежнему актуальна.
Важный элемент инновационной политики – обеспечение развития образования. На Форуме прозвучало немало критики в адрес нынешней системы образования, как довузовского, так и высшего. Нужно готовить не бакалавров, а инженеров, стимулировать математическое образование, пусть даже за счет уменьшения контингента, но улучшения качества.
Говоря о государственной поддержке инновационной деятельности, докладчики имели в виду, прежде всего, законодательную поддержку. Нынешнее законодательство ориентировано на индустриальную экономику, в то время как существующая структура российской экономики – неиндустриальная, отметил Х.Д.Чеченов. Долгосрочную государственную инновационную политику можно сформировать лишь опираясь на единый федеральный закон. А его пока нет.
Федеральный закон о господдержке инновационной деятельности разрабатывается многие годы. Сейчас он, похоже, близок к выходу: его планируется рассмотреть в первом чтении на осенней сессии Госдумы. В процессе доработки законопроекта предполагается участие губернаторов инновационных регионов, в частности, с учетом их выступлений на томском Форуме. В частности, большое внимание законопроекту в своем выступлении уделил губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский. В Проекте Федерального Закона о государственной поддержке инновационной деятельности отражены роль, обязанности и задачи федеральных органов власти в этой сфере, а также меры поддержки на государственном уровне – организационные, правовые, финансовые, в том числе, налоговое стимулирование. В итоге должно быть создано единое поле регулирования инновационной деятельности. Одновременно предполагается внести соответствующие дополнения в существующее законодательство.
На Форуме активно обсуждалось решение Президента по Сколкову, представители которого также участвовали в обсуждении, проходившем в формате дискуссионного клуба под названием «Инногорода России: миф или реальность?». По мнению участников пока не сложилось ощущения, что есть осмысленная концепция создания этого иннограда. Уж не говоря о том, что сама терминология – «инноград» — встретила резкую критику участников дискуссионного клуба. Губернатор Томской области В.М.Кресс предложил создать на территории России несколько проектов по типу Сколково. Он считает, что модель «Сколково» нужно реализовать не только в одном регионе, но и в других, с другими условиями.
Такая модель может быть успешно реализована в наукоградах, где сосредоточен огромный потенциал инновационного развития. На примере Троицка его мэр В.Сиднев показал возможности наукоградов и сформулировал ряд предложений, которые могли бы способствовать реализации этих возможностей. По мнению участников Форума, для каждого наукограда необходимо определить стратегию развития. И неотъемлемой частью ее должны быть четыре фактора, определяющие успех. Это кадровое обеспечение, наличие университета, лидирующей технологии и единой команды, которая будет реализовывать эту стратегию.
Большое впечатление на А.П.Сорокина произвели успехи Мордовии винновационном развитии. Его поразил масштабный проект инновационного комплекса на базе Мордовского университета, в котором сейчас учится 35 тысяч студентов. Александр Павлович отметил, что правительство Мордовии в инновационном развитии опирается в значительной степени, на свои ресурсы. Созданы солидный венчурный фонд с объемом финансирования 1,5 млрд рублей, инновационный фонд при администрации объемом в 0,5 млрд. рублей, да еще фонд развития в 16 млрд. рублей. В Мордовии сохранены все НИИ и инновационные предприятия, создан наноцентр, заключено соглашение с 20 зарубежными резидентами на размещение инновационных производств в технопарке на базе университета. «Нет сомнения, что все свои планы они воплотят в жизнь», — говорит Александр Павлович.
По окончании конференции подписан меморандум о создании Ассоциации инновационно активных регионов России. От Калужского региона подпись под Меморандумом поставил заместитель губернатора Калужской области по инновационному развитию М.Л.Шерейкин. «Создаваемая Ассоциация инновационно активных регионов будет призвана активизировать процесс образования законодательной базы для инновационного развития, формулировать задачи регионов, где созданы условия для инновационного развития, и координировать действия по продвижению инновационных проектов», — сказал Максим Леонидович, возглавлявший делегацию Калужской области на Форуме. Его выступление на панельной дискуссии «Типологии Российских инновационных центров», где обсуждались проблемы развития наукоградов, инновационных центров, территорий инновационного развития, было одним из ключевых. М.Л.Шерейкин охарактеризовал Калужскую область как один из самых привлекательных регионов России с точки зрения инновационного развития, регион с большим инновационным потенциалом. Значительное внимание М.Л.Шерейкин уделил в выступлении Обнинску, проблемам его развития. По его словам, стратегия развития подразумевает реализацию конкурентных преимуществ, в том числе, для Обнинска – это, прежде всего, ядерные и радиационные технологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *