Гагара — птица быстрого полёта

Пятьдесят лет тому назад, 12 апреля 1961 года, космический корабль «Восток» с космонавтом на борту был запущен с космодрома Байконур. Имя Первого космонавта Земли в тот же день узнал весь мир — Юрий Алексеевич Гагарин.

Был обычный апрельский рабочий день, какой можно представить себе в научно-исследовательском институте, когда-то единственном в будущем наукограде.
В нашей лаборатории электронной микроскопии и электронографии мерно стрекотали вакуумные насосы, привычно пахло перегретым техническим маслом. Дымились ловушки, наполняемые жидким азотом. Нормальная обстановка. Каждый сотрудник занят своим делом. Идут исследования свойств материалов для ядерных реакторов, в том числе, и космического направления. Работа в закрытом НИИ приучает к собранности, немногословным разговорам, непродолжительным общениям по телефону в короткой, чёткой форме, без особых эмоций.
На этот раз всё произошло иначе. Раздался телефонный звонок. Взволнованный женский голос на другом конце провода даже не попросил никого конкретно к телефону. Звонила моя мама — Мария Павловна. Она всегда была другом моим друзьям, начиная со школьных лет, и тем более теперь, моим коллегам.

— Девочки, милые! Включайте скорее радио! Человек в космосе … наш, русский! Юрием зовут! … А фамилия какая! — Гагарин! … Гагара — птица быстрого полёта! Могучая птица, размах крыльев достигает полутора метров.
Сотрудница, говорившая по телефону, повторяла каждое мамино слово. И уже было включено радио, и оттуда уверенным голосом диктора неслась радостная весть.
Нас охватило ликование, мы высыпали в коридор, заглядывали в соседние лаборатории. И теперь сами сообщали ошеломляющую новость сотрудникам.

К телефону выстроилась очередь. Хотелось, чтобы скорее узнали все — и дети, и взрослые, и родные, и друзья о том, что там, в высокой сини, над нашими головами, мчит корабль. И Юрий Гагарин, наш герой, осуществил вековую мечту человечества.
Корабль «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту был запущен с космодрома Байконур. Поднялся в космос на высоту 302 километра, облетел вокруг Земли. И через 1час 49минут совершил посадку в районе города Саратова. Конечно, космический полёт олицетворял собой работу миллионной армии учёных, инженеров, рабочих. Но сейчас никто об этом не думал. Сейчас одно имя было на устах — Юрий Алексеевич Гагарин и его знаменитое — » поехали!». С этой исторической минуты поселилась в душе гордость за нашу науку и технику, за страну и всеобъемлющее ликование. Я сейчас не представляю себе, чем бы мы могли так восхититься за последние лет двадцать жизни, как тогда в далёком 1961 году 12 апреля.
Первого космонавта Земли принимали как героя все страны и континенты. Человечество вышло из колыбели с названием Земля и гордилось подвигом собрата с открытым лицом и обаятельной улыбкой.

Прошли годы, и наш город был удостоен чести встретиться с Юрием Алексеевичем Гагариным. Это памятное событие произошло 31 мая 1966 года, когда народ захотел избрать своего любимца депутатом Верховного Совета страны. Встреча проходила в Доме культуры ФЭИ и транслировалась на площадь, так как зал не мог вместить всех желающих. Народ радостно приветствовал гостя по всему пути следования. Он ехал, стоя в открытой машине, и взаимно приветствовал население города, тоже известного всему миру своей Первой АЭС. На площади возле ДК рукоплескали собравшиеся, а Юрий Алексеевич выходил на балкон и приветливо общался с горожанами.
В те радостные времена никто и предположить не мог, что трагедия разыграется внезапно и так скоро. Юрий Алексеевич погиб в 1968 году 27 марта в тренировочном полёте. И навсегда остался Первым космонавтом Земли. А тогда печальное известие горько переживала страна, каждый, как личную семейную трагедию.

Некоторое время спустя я приехала в Москву в командировку и, естественно, остановилась у родственников на Ждановской, где жили моя тётя, двоюродная сестра, племянница и родная бабушка, с которой меня многое связывало с самого детства. С бабушкой мы всегда вели доверительные беседы на самые разные темы. У неё была замечательная память, и она поражала меня своими знаниями вплоть до урожаев в определённые времена и мельчайшими подробностями событий. Вот и теперь мы сидели в бабушкиной комнате, беседовали, и наш разговор неоднократно возвращался к памяти о Гагарине. Я видела, как она переживает случившееся, да и напрямую спрашиваю: — Ну, что уж ты так разволнована? — Да вот остался у меня к Юрию вопрос один. И никто не ответит мне теперь, задумчиво заговорила моя Мария Антоновна. Мы горестно помолчали…

— Бабуля, говорю, я думаю, что этот вопрос наверняка задавал Юрию Алексеевичу Папа Римский, когда принимал космонавта в Ватикане. И положительный ответ ты бы узнала из прессы. Мы опять помолчали… — Ты всегда находишь ответы на мои вопросы, а мне бы хотелось самой спросить, глядя его ясные глаза. Ну, да что уж теперь … Пойдём пить чай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *