Законодательство опережающего развития

Депутат Законодательного Собрания Калужской области, генеральный директор Агентства инновационного развития Калужской области Анатолий Сотников рассказал об умении региональных законодателей видеть далеко вперед.

Сотников. Так случилось, что я работаю в Законодательном Собрании уже второй срок. Первый срок пришелся на 2005-2012 годы – это были, наверное, самые непростые годы для Калужской области. Именно в этот период произошел тот инвестиционный перелом, который и привел к взрыву инвестиций, к тому, что сейчас называют «феноменом Калужской области». Почему так? Потому что в реальности, в начале 2000-х годов наш регион был дотационным, депрессивным, и уже было понятно, что так дальше Калужской области жить нельзя. И уже тогда губернатор Анатолий Артамонов и его команда, в числе основных игроков которой я бы назвал Максима Акимова, начали искать пути выхода из этой ситуации. И выход был найден – изучить лучший мировой опыт привлечения инвестиций, адаптировать и внедрить его в Калужской области. Это была задача огромной сложности, требовавшая в тех условиях не только высоких управленческих компетенций, но и немалого мужества.

Корр. Опыт каких зарубежных стран был принят во внимание в первую очередь?
Сотников. Я в начале 2000-х годов был ректором ФРИДАС – Франко-Российского Института делового администрирования, у которого были серьезные партнерские отношения со Шведским институтом менеджмента и с французскими деловыми кругами. И механизмы, и опыт привлечения инвестиций, которые применяются в Швеции и во Франции, легли в основу тогдашней инвестиционной программы «Растущая Калуга». Тогда же появился проект, который дал мощный толчок развитию экономики Калужской области – это создание индустриальных парков.

Корр. Готова ли оказалась Калужская область к такому развороту?
Сотников. Очевидно, что в регионе, где денег катастрофически не хватало, принять решение о том, чтобы готовить площадки для инвесторов, было по сути дела политическим героизмом. И как раз политическая воля, которую тогда продемонстрировал губернатор Анатолий Артамонов, привела к острым дискуссиям внутри калужского Законодательного Собрания, потому что бюджет утверждало именно оно. Ситуация в собрании была близка к балансу между представителями оппозиционных партий и тех, кто поддерживал линию развития губернатора. Коммунисты считали, что надо поддерживать свои родные, российские, а точнее имеющие советские корни предприятия, и незачем вкладывать деньги не понятно во что. Действительно, в это время «лежали на боку», находясь на грани банкротства крупнейшие калужские предприятия: Турбинный завод, КЗАМЭ и многие другие. Однако практика показала, что те депутаты Законодательного Собрания, кто стоял за развитие региона и поддерживал линию губернатора, были правы, хотя риски и ответственность были огромные. Тот факт, что Законодательное Собрание с небольшим перевесом проголосовало за развитие, и определило нынешнее настоящее Калужского региона и его будущее. В 2009 году была принята стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, которая определила три этапа: вхождение в индустриализацию, индустриализация и переход к формированию экономики знаний.

Корр. И что мы имеем в настоящем?
Сотников. В итоге к настоящему моменту Калужская область имеет порядка 170 завершенных новых индустриальных проектов, и если сравнивать с 2001 годом, то валовый доход в расчете на одного человека вырос в регионе более чем в 20 раз. Темпы роста поистине фантастические! Это реальный феномен, который Калужская область представила России. Однако жизнь развивается, и пройдя первые два этапа стратегии развития, мы вступили в третий ее этап – это экономика знаний, то есть инновационная экономика. Этап новой индустриализации мы завершили, когда в 2015-2016 годах удалось обеспечить основы финансового благополучия региона – Калужская область первая в истории России стала бездотационным регионом, который свои основные расходы обеспечивает самостоятельно. Хотя без федеральных субсидий того или иного рода тоже не обходится – Федерация постоянно предлагает регионам новые задачи, но тем не менее, Калуга сегодня – это регион, который самодостаточен.

Корр. А возможно ли разрушить текущую стратегию развития Калужской области? Возможен ли поворот вспять?
Сотников. Стратегию разрушить нельзя, потому что она лежит в экономической, а не в политической плоскости. Чтобы пойти вспять, нужна не эволюция, а революция, чего, слава Богу, уже невозможно. Даже оппозиционные силы сегодня хорошо понимают необходимость инноваций — умных людей там тоже хватает. Когда мы говорим об инновационной экономике, то говорим о кластерной экономике. Нельзя идти широким фронтом, нужно выделять для себя приоритеты, в которых можно достичь лучших результатов. Калужская область, начиная с 2012 года, начала выстраивать активную кластерную политику. Наш фармацевтический кластер — среди лучших кластеров в России – он первым получил серебряный сертификат Европейского секретариата кластерного анализа European Cluster Excellence Initiative (ESCA). Сегодня в Калужском регионе уже 7 кластеров, и именно кластерная экономика показывает наибольший рост — если экономика области в целом растет от 4%, то вклад в нее и прирост объемов продукции кластеров составляет от 10% и выше.

Корр. Анатолий Александрович, вы недавно вернулись с Гайдаровского форума-2019. Чему он был посвящен и звучала ли на нем Калужская область?
Сотников. Наш губернатор выступал на Гайдаровском форуме в рамках сессии «Национальные цели и социальные вызовы: региональный аспект», и если провести связку этой темы с результатами развития Калужской области, то 2018 год стал годом, когда Федерация стала активно помогать регионам. Так, регионам удалось заменить коммерческие кредиты на кредиты бюджетные – это совсем другие платы по процентам. Во-вторых, пришли значительные федеральные субсидии на развитие, что оказало, несомненно, влияние на то, что в прошлом году бюджет Калужской области впервые был сведен со значимым профицитом – это эпохальное достижение для региональной экономики.
Нынешний Гайдаровский форум был посвящен вызовам времени. Очевидно, что мир становится все неопределенней, и в рамках этого мира экономика должна быть все более креативной – каждый день создается что-то новое как отклик на неопределенность и быстрые изменения условий развития государства и бизнеса. И управлять такой экономикой становится все сложнее и сложнее. Можно ли предсказать изменения? Нельзя. Но можно их опередить – именно в опережении и кроется успех.
Калужская область в представленном на форуме обновленном рейтинге инновационных регионов России занимает седьмое место и входит в первую группу из восьми регионов страны, которые получили статус «сильные инноваторы». У нас есть серьезные резервы продвижения вверх по рейтингу и они связаны с развитием университетской среды и потенциала науки в регионе. Сегодня губернатор и правительство области направляют в эту сфера много усилий. При этом по ключевым экономическим показателям мы входим в число лидирующих инновационных регионов, и это показатель того, как велика роль Законодательного Собрания – ведь именно оно принимает законы, которые позволяют региону динамично развиваться.

Беседовал Сергей Коротков
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *