Дети – это другие

Обнинская свободная школа никогда не стремилась учить всех детей подряд, а учила только тех, кто этого хочет – с момента основания ОСШ в 1992 году из ее стен вышло всего 500 выпускников. Зато каждый (!) из них нашел свое место в жизни, и помогли ему в этом его школьные учителя.

— Конечно, другие. Если бы мы учились у детей открытости, приятии других людей, любознательности, искренности, доброму отношению с природой, отсутствию боязни задавать бесконечное количество вопросов – наш мир был бы принципиально лучше. Я и мои коллеги по-прежнему остаемся на той консервативной позиции, что именно культура является основой взаимодействия людей, — говорит директор ОСШ Татьяна Мачула. — Образование как таковое является лишь одной из составляющих воспитания ребенка. Можно детей научить математике-физике, но человека, личность, вырастить гораздо сложнее. Гуманитарная педагогика со времен Иоганна Песталоцци и Константина Ушинского никуда не делась и в современном мире она не менее актуальна, чем триста лет назад, ведь отношения учитель-ученик они вечные. Человек более сложная система, нежели робот, и у него должен развиваться не только интеллект и желание потреблять блага, но и душа. Лозунг «Хлеба и зрелищ» никак не является задачей педагогики, ее задача воспитать ребенка полноценной личностью.
Секрет названия Обнинской свободной школы прост – оно возникло как преемственное от Вальдорфской школы, которая была создана в Обнинске в 1992 году и название досталось нам по наследству. Основное отличие этих школ заключается в том, что направлены они на развитие творческой стороны ребенка и обучение без страха.
«Не отнимайте у ребенка детство!» Слышали такую фразу? Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей. Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Дети в этой школе – центр вселенной. Каждый из них имеет свое мнение и право высказать его. Педагог, в свою очередь, пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль, идею, желание. Главное, чтобы это не навредило другим.
В школе уделяется огромное внимание творчеству. Праздник для учеников ОСШ – это святое. День рождения Школы, Пасха, Рождество, Новый год, Масленица и другие праздничные дни отмечаются с размахом! Подготавливаются сценки, дети учат стихи и песни, мастерят своими руками подарки друг другу. Особое внимание – дню рождения. Вместо привычной раздачи конфет в начале урока – здесь целое торжество. Весь класс подготавливает подарки имениннику, дети читают ему стихи, дарят открытки.
— Мы пытаемся воспитывать детей с отсутствием духа нездорового соперничества, зависти, стараемся чтобы в школе не было изгоев, – без ложной гордости говорит Татьяна Мачула. — Благодаря этому каждый класс превращается в один сплоченный коллектив. Вы спросите, каковы же принципы вальдорфской педагогики? Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, разумеется. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но у нас такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
Принципы Свободной школы – относиться к детям не как неким недоумкам, не как к объектам воспитания, а как к живым людям со своими проблемами. Мы, взрослые, не всегда понимаем, что дети не готовятся к жизни, а начиная с рождения уже живут своей жизнью: страдают, радуются, набираются опыта…
Если ребенок не задает вопросов, боясь показаться смешным, а то и лишним — это беда, и эту беду надо постараться победить добрым отношением. Можно ли воспитать свободного ребенка в семье и школе, в которых вся его жизнь построена на страхе? Понятно, что нет. Если страх останется – значит ребенок не разберется в чем-то важном для его жизни.
Воспитание — это есть добрые разговоры с детьми, по ходу которых взрослые не навязчиво объясняют свой взгляд на законы существования мира и человека, объясняют, а не навязывают. Не приказывают, а предлагают свой вариант жизни на обсуждение и пытаются понять взгляды и позицию ребенка. Общение с детьми – это не разговор сверху вниз, а беседа на равных. Дети воспитываются сами по себе, глядя на родителей, учителей и на окружающий мир.
Если постараться школе жить по этим принципам, то детство дети проживают в радости и вырастают счастливыми свободными людьми.
— Наши выпускники поступают в высшие учебные заведения, как правило, именно в те, о каких мечтали в школе, – говорит Татьяна Мачула. – Важно то, что профессии, выбранные учениками – это их любимые профессии. Всем ли детям показана Обнинская свободная школа? В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет.

Подготовил Сергей Коротков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *