К Дню образования Калужской области

КАЛУЖСКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРНОМ МИРЕ

В двух российских столицах пишущих людей гораздо больше, чем в небольших городах и сёлах, что само собой разумеется, тем не менее, и наши, калужане, занимают свои ниши в том же столичном пространстве. Да и наша Калужская земля заставляет обратить на себя внимание. Полистаем ведущие толстые журналы.
Алина БАКАЕВА. Больше, чем роман (Роман М. Горького «Мать») // Нева, 2018, №3.
В разделе «Критика и эссеистика» к 150-летию со дня рождения классика советской литературы Максима Горького обращаем внимание на серьёзную публикацию молодого автора из города Козельска Калужской области. Алина Бакаева окончила филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Дипломная работа у неё была посвящена творчеству Горького. Сейчас она – магистрантка РГГУ, и её интерес по-прежнему – Максим Горький. Почему она так неравнодушна к произведению, казалось бы, исчерпанному школой? А потому, что роман «Мать» располагает глубоким потенциалом для нового прочтения. С одной стороны, он может быть прочитан по-ленински «очень своевременно», а с другой, не менее своевременно – по-евангельски. Весь текст его пронизан евангельскими мотивами.
Павел и Андрей, носители новых идей в романе, выбирают трудный путь к правде – жертвенный, ведут себя по-апостольски. Но не сразу, конечно. Однажды Павел приносит домой картину с изображением воскресшего Христа, идущего в Эммаус. Этот момент можно назвать чудом его прозрения.
Герои не только по образу жизни и по поведению своему похожи на апостолов, они и говорят перифразами библейских текстов. Однако образ Матери, Пелагеи Ниловны, нельзя подводить к имени Богородицы, в нём ещё очень много языческого. И автор пытается подробнейшим образом разобраться в этом, цитируя библию. Именно этот разбор как раз и интересен. Была ли у Горького сознательная установка на создание собственного Евангелия? Почему напрашиваются параллели? Для творчества Горького характерно смешение различных идей, поэтому Алине Бакаевой не всегда просто определить, на какой позиции он стоит. Задуманное продолжение романа, которое должно было иметь название «Сын», реализовалось лишь в цикле рассказов («Мордовка», «Лето», «Романтик»). О чём это говорит? Поле для эксперимента оказалось не столь плодородным? Но зерно брошено, и философско-эстетическая мысль продолжается…
Сергей Михеенков. Железная воля: Повесть // Наш современник, 2018, № 5.
Сергей родился в крестьянской семье в 1955 году. Служил в Армии. Окончил филологический факультет Калужского педагогического института, работал учителем в школе, редактором газеты, научным сотрудником музея, помощником депутата Государственной Думы. Живёт в Тарусе, красивом и богатом историей городе Калужской области. Кто только ни побывал в нём, оставляя свои следы! Какие имена, какие памятники! Заболоцкий, Цветаева, Эфрон, Паустовский, Шеметов, Мессерер, Ахмадулина… Тут не собираешься, да начнёшь творить. Вот и Сергей, который является лауреатом литературной премии им. Н. Островского, премии А. Хомякова и Международного союза славянских журналистов. Он давно уже пишет о Великой отечественной войне, предлагая читателям свои художественные версии боёв и легендарных личностей. Данная повесть посвящена Герою Великой отечественной войны генералу Н.Э. Берзарину. Автор вглядывается не только в обстоятельства и судьбу своего героя, но и в образ того тяжелого времени, в работу НКВД на фоне всеобщего страха и трагедии. Из-за этого произведение обостряет читательское восприятие, вызывая противоречивые чувства. Что делать? Как говорит сам Сергей Михеенков, «это – слово моего поколения о подвиге и величии души наших отцов. И запах пороха, который в полной мере хлебнули они на вздохе, через кровь передался и нам…». События тех лет постепенно становятся историей, но не всё ещё сказано, не вся жажда утолена.
Екатерина Орлова. Два пространства Тарусы в поэзии Беллы Ахмадулиной: Выступление в конференц-зале «круглого стола» //Знамя, 2018, №4.
В год юбилея Беллы Ахмадулиной и пятилетия Российско-итальянской поэтической премии «Белла» в Тарусе, в Москве, в ЦДЛ, состоялся «круглый стол», объединивший писателей, филологов, литературных критиков и теоретиков культуры, пригласив их к участию в создании смыслового облика города Тарусы, его окрестностей, под эгидой магического имени Белла. Естественно, рядом с нею возникает и Борис Мессерер, открывший ей это драгоценное пространство. Таруса воздействует на Ахмадулину одновременно успокоительно и плодотворно. Портреты, пейзажи, литературные ассоциации, легенды и факты, местные персонажи – всё проявляется в её стихах и на полотнах художника. Без Тарусы жизнь этой крепкой пары была бы совершенно иной, не полной. Здесь природа вознаграждает их своей неизбывностью, вдохновляет и направляет. Белла Ахатовна благодарно ворожит, прирастая к этому любимому месту:
«…К церкви Беховской ластится глаз.
Раз ещё оглянусь – и довольно.
Я б сказала, что жизнь удалась,
Всё сбылось и нисколько не больно…»
Переклички, аллюзии, цитаты – так создаются и умножаются, накапливаются культурные слои, то самое второе пространство Тарусы, о котором говорится подробно в этих заметках. Для нас, жителей и патриотов Земли Калужской, они чрезвычайно важны и интересны.

Эльвира Частикова, заведующая читальным залом центральной библиотеки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *