Метеорология в цивилизованном обществе

Обнинскому НПО «Тайфун» 1 июля исполняется 60 лет. За эти годы про предприятие написано не только множество статей, но даже книги! Поэтому мы предлагаем читателям лишь некоторые интересные факты, которые поведал нашему корреспонденту Генеральный директор объединения, доктор технических наук Вячеслав Михайлович Шершаков

Про название
Жители Обнинска давно привыкли к названию «Тайфун», и уже не замечают того тревожного и опасного смысла этого слова.
Но такое название предприятие носило не всегда. Сначала это был обнинский филиал Института прикладной геофизики (ИПГ). В 1968 году на его базе был организован Институт экспериментальной метеорологии (ИЭМ). А гордое и грозное название «Тайфун» институт получил в 1986 году, когда было создано научно-производственное объединение. Название это придумал Виктор Петрович Тесленко, ставший первым Генеральным директором этого объединения.
— Почему «Тайфун»? – переспрашивает Вячеслав Шершаков. — Ну, наверное, потому, что одна из наших задач — реагирование на природные опасности. Мы участвовали в советско-американском проекте по изучению тайфунов и тропических циклонов и имели две лаборатории непосредственно в зоне тропических циклонов — во Вьетнаме и на Кубе. Там работали наши самые опытные специалисты. И сейчас эта работа продолжается, несмотря на недостаточное финансирование.

Про вышку
Одно из самых высоких строений не только в Обнинске, но и в стране у нас называют Федоровская вышка.
Полярник, геофизик и член-корреспондент Академии наук Евгений Константинович Федоров – родоначальник того, что сегодня называется «Тайфун». Он создал отделение по геофизике в Академии наук и институт прикладной геофизики, частью которого стал наш обнинский филиал.
— В середине пятидесятых годов Евгений Константинович занимался физикой облаков, физикой переноса аэрозолей. Их прикладная направленность была связана с развитием ядерных технологий. Было важно просчитать метеорологические последствия, связанные с переносом радиоактивности после испытаний ядерного оружия. Также развивалось атомная энергетика и возможность аварии на таких объектах тоже не исключалась, — поясняет Вячеслав Михайлович. — И наша вышка с этими задачами связана напрямую. Вот уже 60 лет мы собираем информацию с её помощью.
Федоровская вышка востребована и сегодня, и не только в качестве самого высокого флагштока. Но эксперименты, связанные с физикой переноса аэрозолей, сейчас в «Тайфуне» не проводят.

Про работу
В последнее время в интернет-сообществах стало возникать недовольство, дескать, «эти НИИ занимают в городе лучшие площадки, и зачем им нужны такие огромные территории».
Однако ворчуны забывают, что когда строились институты, не только города не было, но даже первый генеральный план был принят только в 1971 году. А обнинский филиал Института прикладной геофизики строился в лесу (см. фото).
А сейчас соседство с построенными вокруг жилыми домами мешает ученым проводить эксперименты. Аэрозоли с Федоровской вышки не распылить, самолетам с аэрозольными генераторами не летать – дорого!
Но зато после прошлогоднего смерча, потрепавшего Москву, там решили возобновить градиентные измерения на вышках, для чего, в частности, пригодились вышки сотовой связи. И пусть они не такие высокие, как наша (всего 70-80 м), но они стали частью Штормового кольца Москвы — системы наблюдения и предупреждения в случае погодных катаклизмов. И наш НПО «Тайфун» участвует в этом проекте.
— В течение двух лет мы должны обеспечить наблюдение, чтобы Гидрометцентр мог давать более точный прогноз. Сейчас для нас это самое интересное направление, где востребованы наши наработки, — подчеркивает Вячеслав Шершаков. — На Москве мы это всё опробуем, и потом сможем использовать и в других мегаполисах.

Про главное: без права на ошибку…
Но самый главный вопрос, который возникает, когда слушаешь об истории развития предприятия – изменилось ли что-то кардинально в работе ученых, в отношении к ним и к их деятельности…Генеральный директор Вячеслав Шершаков точно знает ответ на этот вопрос:
— Я думаю, что понимание важности того, что мы делаем, не изменилось. Но плохо то, что ученых лишили права получать отрицательный результат. Вот, например, проработали какую-то версию, какую-то гипотезу, и результат оказался отрицательным. Для науки это нормально, и за это нельзя ученых наказывать!
Эта ситуация характерна не только для НПО «Тайфун», но дело в том что именно это предприятие работает с такими тонкими и непредсказуемыми вещами, как погода и окружающая среда. И здесь не всё можно предсказать с математической точностью.
И все же Вячеслав Шершаков смотрит в будущее с оптимизмом:
— У меня нет сомнений в том, что наша работа будет востребована обществом. И пусть сегодня для него важнее финансовые или политические проблемы, но пройдет немного времени, и человек задумается о собственной жизни и о той среде, в которой он живет. И когда состояние окружающей среды выйдет на первый план, это будет означать,что мы стали по-настоящему цивилизованным обществом!

Марина Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *