ПОСЛЕДНИЙ БОЙ СТАРШИНЫ ИВАНЧЕНКО

едаль «За боевые заслуги», найденная поисковиками в безымянном захоронении, позволила установить личность ещё одного погибшего в феврале 1943 года защитника калужской земли.

Тракторист, проводивший весной прошлого года глубокую вспашку на поле у урочища Широковка Думиничского района, заметил, что плугом вынесло на поверхность какие-то кости. Остановив технику и подойдя поближе, он понял, что это человеческие останки. На том клочке, разумеется, работа была сразу прекращена, вызвали специалистов, которые могли определить время захоронения и кому останки принадлежат. Впрочем, свидетельствует проводивший на этом месте раскопки и исследования командир Калужского регионального поискового молодёжного объединения «Память» ДОСААФ России житель нашего города В.В.Юдин, до конца разобраться во всём пока что не удалось. Но главное, тем не менее, выяснили: тракторист разрыл траншею времён Великой Отечественной войны, в которой оказались погребены четверо красноармейцев. Солдатских медальонов (эбонитовые пенальчики со свернутыми в них трубочкой листками с указанием данных владельца и адреса его семьи), которые дают шанс на то, что можно будет установить личность погибшего, на этот раз обнаружить не удалось. Но зато поисковики обнаружили другую важную улику, если можно так говорить о найденной здесь же медали «За боевые заслуги» с вполне пригодным для идентификации обозначением номера 137 757.
— Мы сразу решили, что постараемся быстро навести необходимые справки о человеке, кому медаль принадлежит – ведь в военном архиве запись об этом должна быть непременно, — продолжает командир объединения. – Оперативно отправили необходимые запросы с надеждой, что нам помогут.
И, действительно, ответ из ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» не заставил себя ждать. Согласно выписке из документов военных лет, этой медали приказом № 0710 от 01.11.1942 года по войскам 10-й Армии (командующий генерал-лейтенант В.Попов) удостоен красноармеец Иванченко Афанасий Лаврентьевич, украинец по национальности, пулемётчик-снайпер 95-го гвардейского стрелкового полка 31-й гвардейской стрелковой дивизии.
Указывалось, что «… красноармеец отлично изучил станковый пулемёт, выдвинулся на 200 – 300 метров от передового края своей обороны, и, умело маскируя пулемёт, за три дня уничтожил 19 немцев». В первоначальном варианте наградного листа, правда, указывалась другая медаль («За отвагу»), но потом командование по каким-то причинам решило награду изменить. Медаль была вручена Иванченко, видимо, в конце 1942 года, а спустя два месяца он погиб уже в звании гвардии старшины и будучи командиром отделения.
Обстоятельства гибели не указаны, но можно предположить, что и на этот раз пулемётчик находился впереди своего подразделения и попал под огонь врага. А бой, судя по списку погибших в тот день (22 февраля 1943 года) солдат, был жесточайший. Погибли под тогдашней деревней Широковка также сержант Ерёмин, ефрейтор Кожененков, красноармейцы (рядовые) Ярыгин, Савичев, Альшевский, Кокорев, Семёнов, Сивцов и другие. Потом бойцов, согласно архивным документам, похоронили восточнее деревни в могиле, обозначенной номером 660. Найденная поисковиками траншея и могла быть той самой могилой, но опыт подсказывает, что это не так. Тогда бы похороненных в ней должно быть куда больше четверых, а следопыты, хотя тщательно обследовали территорию рядом и вокруг, других останков не нашли. Видимо, эти четверо красноармейцев так и остались там, где встретили смерть.
— Такого рода несоответствия записей в документах прошлого с тем, что находят поисковики, — говорит В.В.Юдин, — происходят часто.
Но это и понятно – шла война, линия фронта менялась не раз, точного учёта всех деталей просто не могло быть. Эти несоответствия, кстати, очень затрудняют работу поисковиков на местах былых сражений и заставляют их тщательно анализировать увиденное и прочитанное. И опираться только на один документ при установлении личности удаётся не всегда.
Так произошло и со старшиной Иванченко. Совершенно случайно поисковики узнали, что боец, оказывается, незадолго до войны вступил (во второй раз) в единственную в те времена политическую партию ВКП(б). Сохранилась его учётная карточка. Так удалось получить фотографию защитника Отечества и узнать извилистые этапы его жизни, которые, впрочем, не были тогда чем-то из ряда вон выходящим.
Удалось установить, что Афанасий Иванченко родился в Волынской губернии в 1900-м году, в партию вступал будучи жителем Акмолинской области Казахской ССР. До
Октябрьской революции был крестьянином-бедняком, пас общественное стадо, батрачил у кулаков, а потом, когда началась гражданская война, был мобилизован в белую армию адмирала Колчака и почти полгода воевал, скажем так, не под красными знамёнами. Судя по всему, здесь типичный случай, когда подневольные люди в солдатских шинелях охотно переходили с одной стороны на другую, что затем и произошло с этим человеком. Никаких последствий служба у белых, впрочем, не имела: Афанасий повоевал ещё какое-то время у красных в составе пулемётной команды, а после возвращения домой продолжал работать в сельском хозяйстве. И даже подался в активисты – вступил в колхоз, стал коммунаром, был принят кандидатом в партию. А потом новый поворот судьбы – за расходование двух центнеров семенного овса приговорён к десяти годам заключения и оказался в Карагандинском лагере НКВД, где провёл больше года. Судя по всему, приговор был несправедливым, поэтому коммунар добивался пересмотра и, наконец, добился – по кассации приговор был отменён. Последние годы перед войной работал уже трактористом и начальником пожарной охраны, восстановился в партии, то есть выбился «в люди». Дальше, как это было у миллионов советских людей призывного возраста: повестка из военкомата, призыв в армию, отправка на передовую. И героическое участие в защите страны от немецко-фашистского нашествия. Старшине Иванченко до Победы дожить не довелось.
— Человеком погибший был неординарным, такие биографии нечасто встречаются, — делятся наблюдениями В.В.Юдин и ещё один поисковик А.М.Горохов, принимавший участие во вскрытии траншеи близ урочища. – Чтоб узнать другие подробности, нам надо было найти кого-то из его близких.
Участники объединения «Память» обратились к энтузиастам в Казахстане, но пока никаких результатов это не принесло. Однако следопыты не отчаиваются. Указанной в документах супруги солдата Марии Михайловны, проживавшей в деревне Константиновка Арык-Балыковского района Акмолинской области, скорее всего, уже нет в живых, а были ли у них дети (а, возможно, внуки и правнуки) — неизвестно. Но есть теперь такой незаменимый помощник, как электронная сеть Интернет, позволяющая связаться с адресатами чуть ли не во всех уголках земли. Так что не исключено, что эта история будет иметь продолжение. В любом случае, теперь можно твёрдо говорить, что известны имя и место гибели ещё одного солдата, отдавшего жизнь за освобождение калужской земли. Скоро он и его погибшие однополчане найдут постоянное упокоение – торжественное с отдачей воинских почестей захоронение останков пройдёт в деревне Букань Людиновского района накануне 7 сентября, когда будет отмечаться очередная годовщина освобождения этих мест о немецко-фашистских захватчиков.
В.ВАСИЛЬЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *