Нежелание потребителей заключить договоры на обслуживание газового оборудования в своих квартирах и домах может привести к самым печальным последствиям.
20 сентября прошлого года вступило в силу постановление Правительства России №1091, которым уточняется применение ряда нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности, изменения коснулись действующих «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», «Правил поставки газа для обеспечения коммунальных нужд граждан», «Положения о государственном жилищном надзоре» и ряда других документов. Главная цель нововведений, уверен генеральный директор АО «Газпром газораспределение Обнинск» Валерий Алексеевич Иванов, создать необходимые условия для исключения чрезвычайных происшествий в сфере потребления газа. И эта мера, безусловно, вынужденная.
— До 2003 года в нашей стране в тариф на газ были включены и расходы на обслуживание газового оборудования; эту работу специализированная организация проводила «автоматически», — продолжает Валерий Алексеевич. — Но потом государство, желая создать конкуренцию на рынке услуг, затраты на обслуживание из тарифа убрало и предоставило потребителям право самим выбирать обслуживающую организацию. Однако многие потребители стали экономить на профилактике, и ситуация с безопасностью использования газового оборудования резко обострилась.
Только спустя десять лет произошёл возврат к предыдущей практике (постановление № 410 от 14.05.2013 года «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутриквартирного и внутридомового газового оборудования»). Специализированным организациям, зарегистрированным в «Ростехнадзоре», вновь вменили контроль и обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Но для этого теперь необходимо каждому потребителю заключить индивидуальный договор на обслуживание, чему очень многие противятся.
— Как думаете, почему это происходит?
— Есть хорошая русское выражение «пока гром не грянет…». Конечно, с учётом наших городских реалий и разъяснительной работы с населением ситуация в Обнинске лучше, чем в других регионах, где 70 процентов потребителей не имеют договоров на обслуживание. Но всё равно поводов для беспокойств и у нас немало. В зоне эксплуатации нашего акционерного общества более 354 километров газопроводов, в том числе более 66 километров в собственности физических лиц, через наши сети прокачивается 243 миллиона кубических метров газа в год (второй показатель в Калужской области), у нас 44 тысячи потребителей…
Мы должны быть уверены в надёжности находящихся в эксплуатации труб, плит, котлов и другого опасного оборудования. Но зачастую приезжает наш слесарь по аварийному вызову, чтобы проверить исправность, а его просто не пускают в двери. Или вообще не реагируют ни на какие сигналы и предупреждения. Кстати, в Административный Кодекс РФ сейчас внесены изменения о материальной ответственности физических и юридических лиц за не допуск специалистов к оборудованию в жилых помещениях и за отказ в заключении договора на обслуживание, штраф выносит государственная жилищная инспекция. И у неё масса таких жалоб. Постоянно наблюдая всё это на практике, я бы даже воскликнул: «Очнитесь, люди! Ваши беспечность и безучастие может стоить жизни как вам, так и вашим близким, соседям и другим жильцам».
— В Обнинске есть и такие случаи?
— К счастью нет, но нарушений правил эксплуатации газового хозяйства много. Мы стараемся своевременно устранять утечки, чтобы они не привели к серьёзным последствиям. В целом по России аварийные ситуации с газом и газовым оборудованием в зоне ответственности потребителя возникают постоянно, примеров можно привести много: повреждения газопроводов при строительных работах, самовольная замена газового оборудования в домах и квартирах…
Может ли такое случиться и в нашем наукограде? Вполне. Тем более, что договоры на техническое и аварийное обслуживание по разным причинам не желают заключать не только собственники квартир, но и ряд расположенных в городской черте товариществ, жилищно-строительных кооперативов (около 800 коттеджей), хотя именно на них лежит бремя содержания сетей после ввода в эксплуатацию. Среди нерадивых и безответственных — УК «Свой дом» (зона малоэтажной коттеджной застройки), 81 физическое лицо, являющиеся собственниками газопроводов в зоне малоэтажной коттеджной застройки 54-го микрорайона, гражданин Э.А.Малышев, построивший газопроводы протяжённостью около 16 километров в деревне Кабицыно, ООО «СтройБизнес», также имеющее в этом населённом пункте газопровод протяженностью около 3 километров. Список можно продолжать.
Отказ от заключения договора обычно объясняется, якобы, отсутствием необходимых средств. Между прочим, стоимость обслуживания в многоквартирных домах меньше, чем граждане платят, скажем, за домофон или антенну – порядка ста рублей в месяц, вполне посильная сумма оплаты и для юридических лиц. Скупой же, как известно, платит дважды
— Что нужно сделать собственнику, который хотел бы заключить такой договор?
— Явиться в офис нашего акционерного общества по адресу: Пионерский проезд, 14, кабинет 101. Мы работаем все дни недели, кроме субботы и воскресенья, с 8 до 17 часов. Перерыв с 13 до 14 часов. Иметь при себе свидетельство на право собственности помещения, документы на газовое оборудование и паспорт. После заключения договора мы гарантируем своевременное и качественное обслуживание. Кстати, наше предприятие – единственное в Обнинске, кто имеет право на проведение такого обслуживания. Беду всегда лучше предотвратить, чем потом пожинать последствия. Давайте не доводить дело до беды.
В.Васильев