. Обнинский Вестник » Публикации » Дети и деньги
Главная » Новости

Дети и деньги

12 апреля 2018 Нет комментариев

Вооружившись учебниками, тетрадями и коробками с ланчем, дети ходят в школу за новыми знаниями по математике, языкам, географии. Пожалуй, единственный урок, который они не получат в школе, но который тем не менее важен для их будущего: как с умом и ответственностью обращаться с деньгами. Этот урок остается на совести родителей, у которых пока нет ни методики, ни плана занятий.
Финансовая грамотность - что это? Нужна ли она моему ребенку? А если нужна, то как она формируется? В каком возрасте? Может быть, еще рано об этом думать? Примерный ряд вопросов возникает в голове, когда речь идёт об обучении ребенка финансовой грамотности. На эти вопросы отвечает заместитель управляющего Отделением Калуга Главного управления Центрального банк Российской Федерации по Центральному федеральному округу Лариса ЗАХАРОВА.
Гражданский кодекс позволяет детям совершать покупки на небольшие суммы уже с 6 лет. Как показывает практика, к этому возрасту дети уже довольно активно проявляют свою самостоятельность и хотят, чтобы взрослые поддерживали это их стремление. Именно поэтому уже сейчас перед родителями встает очень важная и непростая задача научить ребенка правильному обращению с финансами. Ведь формирование финансовой грамотности начинается именно в семье. Как же не совершить ошибок и заложить прочный фундамент финансовой культуры подрастающего поколения?
Совет 1. Начните с себя
Психологи утверждают, что в раннем возрасте дети очень часто обезьянничают, например, копируют поведение своих родителей. И если вы не выпускаете из рук телефон, а ребенку запрещаете это делать – будет ли такой запрет иметь смысл? Это касается и финансового воспитания. Поэтому, прежде чем просвещать ребенка, тщательно проанализируете свое отношение к деньгам, тратам, накоплениям и всему, что с этим связано.
Совет 2. Не превращайте деньги в высшую ценность
Раз и навсегда дайте ребенку понять, что деньги – это всего лишь ресурс. Да, ресурс необходимый, но становиться единственным смыслом жизни деньги не должны. Их можно сравнить с водой в кране. Мы все знаем, что она должна быть, но праздновать, заметив, что напор больше, чем обычно, или рвать на себе волосы, когда ее на 10 минут отключают – довольно странно, не правда ли?
Совет 3. Дайте ребенку понять, откуда деньги берутся и куда деваются
Покажите своим детям, как вы планируете семейный бюджет. Подробно распишите все доходы, и особенно тщательно объясните свои расходы. Все шутки про то, что деньги растут на деревьях, услышанные от родителей, дети часто воспринимают буквально, особенно в раннем возрасте. Обязательно поясните ребенку, что деньги надо уметь считать и расходы важно планировать заранее. Предложите ребенку принять участие в планировании. Можно воспользоваться одной из многочисленных программ для формирования семейного бюджета для смартфонов и компьютеров. Тогда ребенку будет наглядно видно, что если прямо сейчас потратить половину семейных денег на новый гироскутер, то в следующие пару месяцев придется отказаться от многих привычных блюд и от любимого сладкого.
Совет 4. Контролируйте траты детей
Контролировать траты ребенка надо, но так, чтобы это не превращалось в слежку. Доверие со стороны взрослых так же важно, как и ответственность со стороны детей. Ошибки и бездумные траты непременно будут, но за ними должны следовать полезные уроки – такова цена финансовой грамотности.
Совет 5. Научите ребенка копить
«У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно, я достигаю цели» - примерно такая цепочка должна сложиться в голове у ребенка. Для детей помладше можно использовать классическую копилку, детям постарше удобнее будет откладывать деньги на карту или в электронный кошелек. Очень помогает в вопросе накопления простейшая визуализация цели. Попросите ребенка нарисовать то, что он хочет, или написать «список желаний», который потом повесьте на самое видно место. Это будет мотивировать.
Согласитесь, прививать основы финансовой культуры не так сложно. Достаточно уделять этому совсем немного времени и делать это систематически.

Вопрос обучения ребенка финансовой грамотности прокомментировала директор лицея «Технический» Ирина Строева: «Правильное обращение с деньгами прививать нужно с детства и идти это должно, безусловно, из семьи. Дети должны знать, как зарабатываются деньги, цену рублю. Конечно, не с первого класса, но уже лет с 9-10 родители могут брать ребенка с собой в магазин, показать, как рассчитываться на кассе, как получить сдачу, чтобы потом он мог это делать самостоятельно. С этого же возраста ребенку можно давать карманные деньги. Но здесь необходим жесткий контроль: ребенок должен понять, что деньги нужно тратить целенаправленно, а не бездумно».
Александра Сашнева