От общего – к частному

Депутат Законодательного Собрания Калужской области, секретарь комитета по бюджету, финансам и налогам Татьяна Баталова рассказала об общих проблемах местного самоуправления.

Корр. Татьяна Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о главных задачах, стоящих перед местным самоуправлением в Калужском регионе.

Баталова. Задачи, стоящие перед местным самоуправлением в Калужской области, в целом не отличаются от таких же задач, стоящих перед другими областями Российской Федерации. Президент страны Владимир Владимирович Путин отметил, что сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем, объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы: «Считаю важнейшей задачей – уточнение общих принципов местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово-самостоятельной власти на местах». И решение этой задачи мы должны обеспечить в основном законодательно. То есть, институт местного самоуправления нужно совершенствовать. Это основа всех основ. Чтобы обеспечить стабильность развития территории, необходимо обеспечить финансовыми ресурсами эту территорию, адекватное объему полномочий, возложенных на нее.

Безусловно, для населения любого региона первичны именно вопросы местного значения. Поэтому именно здесь необходимо четко выстроить систему взаимоотношений, и в первую очередь, финансовых, между Федерацией, регионами и территориями субъектов. Важно четко определить, какие вопросы местного значения должно и может решать местное самоуправление в интересах населения, и которые можно закрепить за муниципалитетами, делегируя им соответствующие полномочия, а какие перевести в ранг государственных вопросов, подведомственных субъектам Российской Федерации.

Корр. На каких принципах должно базироваться решение проблем местного самоуправления?

Баталова. Во-первых, вопросы местного значения должны определять повседневную жизнь территории, должны быть видимы и постоянно значимы для большинства населения. Во-вторых, вопросы местного значения должны иметь возможность оперативно решаться в пределах одного муниципального образования. В-третьих, вопросы местного значения должны опираться на особенности своей территории, встраиваясь в систему общегосударственных и общенациональных интересов.

Одним из самых серьезных и сложных вопросов, как всегда, является финансовое обеспечение деятельности местного самоуправления, так как для его решения необходимо взаимно увязать финансовые потребности местного самоуправления, субъектов РФ и федеральных органов государственной власти.

Корр. Должно ли участвовать население в формировании бюджетов разных уровней?

Баталова. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает и значительное повышение ответственности на местах за конечный результат. А ответственность и профессионализм всегда идут рука об руку. Если на территории достаточно средств, то профессионалы всегда найдут возможность распорядиться ими наиболее эффективно. Если их нет, то никакой профессионал не решит насущных задач, стоящих перед местным самоуправлением. Более того он лишится основного рычага приложения его профессиональных навыков — возможности управления объектом, и становится специалистом по латанию дыр, обусловленных недостатком средств. Особенно отмечу, что в современных условиях профессиональный подход в управлении территорией муниципалитета и региона обязательно предполагает активное вовлечение местного сообщества в решение стратегически важных и актуальных задач, включая определение приоритетных направлений развития и финансирования. Как показывает опыт нашего региона, это положительно сказывается на эффективности принятия и реализации решений.

Чтобы во главу угла поставить интересы людей, живущих на территории, необходимо обеспечить финансовую устойчивость бюджетной системы. Основание системы – это первый и второй уровень местного самоуправления. Они должны быть финансово самостоятельными. Именно тогда мы переходим от латания дыр в бюджетах к реально законодательно закрепленному праву участия населения в формировании и утверждении местных бюджетов, являющихся основами реального местного самоуправления. По-другому не получится. И это показывают публичные слушания при принятии местных бюджетов. Наиболее подготовленное население уже начинает понимать, что бюджеты не самодостаточны и их возможностей едва хватает на защищенные статьи. Поэтому в планах Калужского региона привлечь на нашу территорию как можно больше средств на реализацию крупных федеральных и областных программам.

Я глубоко убеждена, что непосредственная работа с населением – это задача первого и второго уровней власти. Проблемы конкретного человека и конкретных территорий решаются здесь, на местах, и никто этих вопросов лучше нас не знает. А для того, чтобы нас услышали нужна работающая цепочка законодательных инициатив и обращений, поступающих с территорий в верхние эшелоны власти. Но только работающая с приоритетным рассмотрением вопросов, поставленных муниципальными образованиями первого и второго уровней.

Подготовил Сергей Коротков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *