ТРИ КНИГИ – ЭТО НЕ МИСТИЧЕСКИЕ ТРИ КАРТЫ, ЭТО СОБЫТИЕ

Начавшийся новый год порадовал сразу тремя книгами: «Верба» (повесть, рассказы, эссе, виньетки), «Вектор» (книга стихов) и художественно поэтический красочный альбом «Кисть и слово – чем не основа?» (стихи одного автора и живопись другого, глубоко связанные между собой), имеющими прямое отношение к Эльвире Частиковой, поскольку ею, собственно, и написаны. Теперь уже её можно назвать автором двадцати книг. Правда, упомянутый альбом создан в содружестве с Владимиром Овчинниковым, известным стенописцем в городе Боровске, чья персональная выставка проходит сейчас (с февраля до середины апреля) в Москве, в Музее русского лубка и наивного искусства (М.Первомайская, Измайловский бульвар, 30). Ранее у них с Эльвирой Николаевной выходили совместные эксклюзивы в виде альбомов и книг, которые можно посмотреть в библиотеках города: «Эльвира и Владимир: На два голоса» (2002), «Боровское направление»(2003), «Параллельный город» (2005), «Заговорившие стены» (2005), «Триада» (2003), «Нарисуем – будем жить» (2013, 2015).
Нынешний, седьмой по счёту, альбом «Кисть и слово – чем не основа» представляет 120 станковых картин Владимира Овчинникова, 27 фресок последних лет (2013 — 2017) и 19 картин в оконных рамах-наличниках (2017), которые сопровождают 115 новых стихотворений Эльвиры Частиковой. 116 страниц с разнообразными сюжетами и текстами мгновенно не пролистаешь, они требуют взаимодействия, эмоций, мыслей, затягивая в свою глубину и эстетику. Кажется, ещё чуть-чуть, ещё немного, и откроется прямо-таки смысл бытия! На этом приближении невозможно равнодушие: душа превращается в чуткий приёмник. Собственно, это и есть главная цель искусства – энергетически подключаться. Разглядывая и читая, не хочется торопиться, ведь жизнь, равно, как живопись и поэзия, хороша именно удерживаемым мгновением, его запоминанием и вливанием в вечность. Говоря о содержании альбома, нельзя ничего не сказать об обложках: как первой, так и последней. Это – настоящая песня! Первая, с портретами авторов, вписанных в кружевные оконные рамы, приглашает войти – доброжелательно, гостеприимно, многообещающе… Смотришь и понимаешь: они не подведут! А последняя страница обложки воспроизводит картину художника Юрия Шерова «Параллельный город», на которой мгновенно узнаются среди деловых и суетящихся боровчан наши персонажи, преображающие своим творчеством выбранный уездный городок. Ну, да, с юмором и гротеском, но и с любовью! Овчинников рисует историю на стенах, а Частикова поёт самозабвенно свои песни, обласканная личным котом Васей, крутящимся у ног. Она держит в руке райское яблоко. Надкушенное? Точно не скажу, хотя вполне возможно… Нет, со смыслом-то жизни ещё, пожалуй, рановато, время покуда не подошло – течёт увлекательно, через край не перетекая! И хочется вновь перелистать альбом от начала до конца, вчитываясь в поэтические строки, сопровождающие видеоряд. Но нас ждут ещё две книги.
Обратимся к «Вербе» и её вербальности. Автора интересует – теоретически, практически, образно – пересечение разных дорог, превращающихся на наших глазах в судьбоносные. Многообразные варианты этих пересечений воплощены буквально в каждом сюжете. Книга названа по заглавному произведению, повести, она – смысловой центр, а остальные – своего рода осколки, образующие некий контур общего сюжета. Конечно, он завязан на любви и её вечном магнетизме. И вся книга представляет собой размышления автора о внутренних мотивах поведения, причинах тех или иных поступков литературных героев – мужчин и женщин – дабы через их опыт найти ответы на свои личные вопросы. Эльвира Частикова – мастер рассказывать истории, в результате которых ткётся главная, достигая стерео и 3Д-изображения.
Многое в книге рассказано от первого лица, но видеть в этом автобиографию автора было бы неправильно. Собственный опыт, конечно, важен как материал для художественной рефлексии. В этом смысле всё совершенно конкретно: миф только тогда и работает в качестве мифа, упорядочивающего личную и общую жизнь, когда переживается чувственно, эмоционально, если угодно, биографически. Его задача – перепродумать, по-новому смоделировать человека, своего героя, а также и себя, и тем самым подготовить смену мироустройства. «Ничего себе – замахнулась», — скажет кто-то. А для чего вообще пишут? Нет, не только для удовольствия. В поисках ответов и жалобах на существующий порядок-непорядок проглядывает попытка переформатировать или усовершенствовать совокупность связей, подтолкнуть других к тому, чтобы они их нащупали и тоже попытались разобраться. У писателя Э. Частиковой присутствует в ряде текстов очевидная игра, азарт и авантюра, спектакль и перформанс, карнавальность и пародийность, хотя достаточно и серьёзности с исповедальностью. 200 страниц – много это или мало для прозы? Может, все три книги стоило бы запустить в один большой том, дразня классиков?
Но они отличаются между собой «лица необщим выраженьем», и требуют отдельного внимания. Кстати, новинки – они и есть новинки: все произведения датируются последними тремя годами. Весьма продуктивно. Откроем книгу «Вектор». Что касается Эльвиры Частиковой – поэта, то насколько она самобытна, настолько и технична. Здесь мы сталкиваемся и с верлибром, и с хайку, и с белым стихом наряду с классическим метром. Смешение поэтических жанров, размывание их границ, взаимопроникновение и взаимообогащение – очень перспективное направление в области стихотворчества. Таким образом находить смыслы, идентичность и оптику, разбив весь поэтический, двухсот пятидесяти страничный, массив на циклы, Эльвире Николаевне не впервой. «Вектор» — это всерьёз заданное направление, которому намерен следовать автор со своими единомышленниками, опираясь на циклы-пунктиры, по чувствительным точкам которых можно постепенно получить представление о целом. Тут всё: интуиция, стимулы, корни и даже особое, опоэтизированное, эколого-космическое отношение к планете Земля.
Выход почти одновременно сразу трёх книг Эльвиры Частиковой даёт читателю возможность составить себе многостороннее представление о неисчерпаемых ресурсах классических форм литературы, а заодно внимательнее рассмотреть фигуру автора – одного из наиболее ярких, нетривиальных и плодотворных персонажей культурной сцены постсоветских десятилетий, причём не только российской, хотя приятно отметить, что все перечисленные книги имеются в библиотеках Обнинска, где и проживает Эльвира Николаевна, воспевающая свой любимый город на фоне окрестных и прочих.

Творческий вечер с презентацией трёх книг Э. Частиковой состоится в лекционном зале центральной библиотеки (ул. Энгельса, 14) 4 апреля в 17.30. Вход свободный.

Ольга Москвитина, филолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *