МСУ — не власть, а управление

Обнинску исторически предопределено во многом быть первым, в том числе, и в становлении местного самоуправления (МСУ). В 90-е Обнинск даже был выбран в качестве экспериментальной площадки для отработки модели местного самоуправления в России. Тем не менее, в структуре представительного органа специального комитета, который бы занимался вопросами местного самоуправления, до недавних пор не было. Появился он лишь в 2005 году, во время прежнего депутатского созыва.
Все эти годы Комитет городского Собрания по законодательству и местному самоуправлению бессменно возглавляет Алла Гавриловна Просвиркина — депутат с самым солидным стажем и опытом работы в местном органе власти.
«Мы — не власть», — тут же возражает мне Алла Гавриловна в начале нашей беседы, — Власть у нас одна — государственная, с двумя уровнями — региональным и федеральным, и тремя ветвями — исполнительной, представительной и судебной».

— Что же тогда такое «местное самоуправление»?

— Ответ содержится в самом названии. Это — управление, а не власть, чего, к сожалению, многие не понимают даже из тех, кто как раз и занимается местным самоуп-
равлением, в частности, активисты ТОСов, да и депутаты. Множество обращений, писем, жалоб горожан продиктованы этим непониманием. Возможно, люди еще с советских времен привыкли решать вопросы через партком, куда можно было бы прийти, потребовать, стукнуть кулаком. Потому что тогда власть была сверху донизу. Сейчас власти нет и ни у одного из депутатов городского Собрания. Они могут только рекомендовать, предлагать, поставить вопрос о контроле, выйти с инициативой. Ни депутат, ни комитет даже не имеют права контролировать органы местного самоуправления. Такими полномочиями обладает лишь коллегиальный орган — городское Собрание, а депутат или комитет могут только вносить предложения о контроле, могут запрашивать документы, вести мониторинг исполнения, что, вообще говоря, само по себе тоже является формой контроля.

— Но депутат же обязан….

— Вы удивитесь, но депутат никому ничем не обязан. Я сама обращалась в Министерство юстиции с тем же вопросом — почему у депутата нет обязанностей? Он же представитель населения, значит, он должен выполнять наказы избравших его людей. Именно потому, что депутат — представитель населения, а не функционер, он ничего не должен, кроме как представлять интересы людей.
Поэтому у него нет обязанностей, а есть только права и ответственность перед избирателями и законом. В законе нет таких слов, как «обязан», «должен» по отношению к депутату. А ведь сплошь и рядом слышишь: «Вы, депутаты, должны…»

— Если МСУ — не власть, у депутатов нет власти, то у кого она?

— В Конституции записано, что единственным источником власти в РФ является народ. Но один человек — не народ, и три — не народ, и десять. Поэтому все формы участия населения в осуществлении местного самоуправления — ТОСы, опросы, народотворческая инициатива, собрания, публичные слушания и пр. -имеют только рекомендательный характер, а обязательный имеют только две — референдум и выборы. Потому что они -форма волеизъявления большинства граждан. Все остальные формы численно не определены. А ведь часто приходится слышать: «Мы же на публичных слушаниях решили…». Вы не решили, а рекомендовали. Непонимание этого очень мешает работать.

— Чем занимается Ваш комитет?

— Наша задача — совершенствование и расширение нормативно-правовой базы местного самоуправления, участие в разработке и обсуждении проектов областных и федеральных законов. Когда комитет впервые сформировался, была проведена организационная работа, подготовка депутатов. Собственно развитием местного самоуправления мы не занимались, а лишь следовали за федеральным законодательством, использовали имеющуюся нормативно-правовую базу и вносили в нее необходимые коррективы.

К вопросам ведения Комитета относится подготовка проектов решений по общим вопросам организации местного самоуправления. Желание работать в нем проявили многие депутаты. Из большого числа претендентов тайным голосованием в состав Комитета вошло предельное число депутатов — 10. Из этих десяти четверо-из прошлого созыва, то есть, с опытом работы и шесть — избрано впервые. Причем четверо членов Комитета — это так называемая «оппозиция». Регулярно на всех заседаниях присутствуют и участвуют в работе Комитета представители «оппозиции» Т.М.Котляр и С.П.Грачева, не являющиеся членами Комитета. Все это накладывает определенный отпечаток на организацию работы. Из позитивных моментов я бы отметила участие в работе комитета Заместителя председателя ГС Владимира Васильевича Наволокина, который присутствует практически на каждом заседании Комитета. Иногда в заседании Комитета участвует и Председатель городского Собрания Владимир Николаевич Савин. В обсуждении вопросов активное участие принимают представители городской администрации.

— Год прошел с начала работы городского Собрания нового созыва и, соответственно, Комитета в новом составе. Как бы Вы оценили его работу?

— Во-первых, сначала надо было организовать работу, что оказалось довольно сложно, учитывая тот расклад, о котором я уже сказала. Тем не менее, этот этап пройден. Всего за истекший год было проведено 18 заседаний городского Собрания, на которых рассмотрели 153 вопроса. Из них 49 вопросов, то есть более трети, были внесены на рассмотрение нашим Комитетом. А он-один из пяти комитетов Горсобрания. К тому же и председатель с заместителем также выносят много вопросов на заседания.

— Какие вопросы вносил Комитет на рассмотрение ГС?

— Начать бы хотелось не с перечня внесенных Комитетом проектов, а с самого
понятия «внесенный проект». «Сырые» проекты съедают уйму времени, а уж о совсем бредовых я и не говорю. Значит, должны быть определенные критерии, по которым мы принимаемся за рассмотрение. Проект должен пройти юридическую экспертизу, тогда его можно рассматривать. В первую очередь, это касается правотворческой деятельности самих депутатов или избирателей, потому что администрация вносит проекты, уже заверенные юристом. Надо обладать определенным видением перспективы: как этот проект будет работать. Даже опытным депутатам это порой трудно, уж не говоря о начинающих.

Практически с самого начала работы Комитета нам пришлось рассматривать принципиально новые положения, которых у нас раньше не было. В частности, в развитие федерального законодательства требовалось подготовить положение об антикоррупционной деятельности. Это целый пакет документов — само положение, программа, антикоррупционный экспертный совет, положение об этом совете. Во-вторых, после проработки в нашем комитете мы приняли, наконец, многострадальное положение о муниципальных надбавках к пенсиям. Оно в очередной раз продемонстрировало, насколько законодательство о МСУ неурегулировано, неоднозначно и противоречиво. Кроме того, мы внесли, я считаю, очень важное положение — о порядке информирования жителей города о работе Городского Собрания. И конечно, идут бесконечные поправки в Устав города. Мы провели публичные слушания по Уставу и в прошлом и в этом году. Сложился такой ритм, что мы два раза в год вынуждены рассматривать Устав, потому что поправки к нам поступают с большой «скоростью».

Заседает Комитет 1-3 раза в месяц по мере накопления вопросов для рассмотрения и в зависимости от их срочности. В Комитете удачный заместитель — Александр Юрьевич Силуянов. Во-первых, он единственный из нас имеет профессиональное юридическое образование. Во-вторых, он работал в Горсобрании прошлого созыва. И, в конце концов, он -спортсмен со здоровой психикой и крепкими нервами. Он ни разу не взорвался, не накричал, он умеет убеждать, что в нашем взрывоопасном коллективе очень важно.

— Алла Гавриловна, что, по-Вашему, надо делать, чтобы повысить интерес к местному самоуправлению?

— Все. И в первую очередь, надо повышать правовую грамотность наших депутатов. В Законодательном Собрании Калужской области, которое, напомню, в структуре государственной власти, хотя бы организуют обучающие семинары, школы, круглые столы. У нас же ничего не делается для преодоления правовой безграмотности — то ли от недопонимания значимости этого уровня культуры, то ли просто текучка заедает. В частности из-за недопонимания на публичных слушаниях со стороны жителей звучат, например, предложения внести в Устав города строку о запрете строительства на территории города стекольного завода. Хотя у нас вроде должна быть развита культура самоуправления — и общины когда-то были, и земство, и казачество. К тому же Обнинск много лет был участником федерального эксперимента по организации местного самоуправления. Однако сегодня некоторые хотят управлять, рулить, командовать, решать, не имея за душой элементарных правовых знаний. Многие любят цитировать слова В.И.Ленина о том, что у нас любая кухарка может управлять государством. Но цитата неточна: он призывал, прежде всего, обучать управлению. Обучать надо!

Беседовала
Елена Колотилина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *