СЛОВО – КНИГА – БИБЛИОТЕКА – ПУШКИН – РОССИЯ

9-ый Пушкинский праздник поэзии в усадьбе Белкино. 2 июня у памятника Пушкину, вернее, у его шоколадного бюста на высоком постаменте, сходятся сразу семь буйных ветров. Так повелось со времени установки – сумасшествуют десятый год, выражая африканский темперамент потомка Ганнибала. Оставил он тут свой след или не оставил два века тому – спорить бессмысленно. То ветка вся вдруг извернётся, вычерчивая узнаваемый профиль, то небо внезапно обвалится на молодую зелень обильным горохом града – смехом его озорным, белозубым. ЧудИт накануне своего дня рождения Александр Сергеевич, знаки нам подаёт, как и обещал когда-то, утверждая: «Нет, весь я не умру…». И это – главное! Потому что именно к нему каждый год с цветами спешат, несмотря на непогоду, верные его читатели, почитатели и, заряженные высоким романтизмом, грешащие стихами. Уж он-то равнодушным не останется, всей бесконечностью души рванётся навстречу: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Ну, а что?! 218 лет между нами разницы, в нынешнем-то, 2017-ом! Ему судить нас по высшему праву, а также по праву старшего, мудрого, любимого, родного. Все семь ветров стараются, как и семь нот, подбирая музыку к строчкам, с которыми мы спешим к Пушкину.
Но сначала – традиция: возложение цветов, на этот раз – розового шиповника и сирени. Кстати, во все предыдущие годы к этому времени её уже и в помине не было – напрочь отцветала, поэтому тогда приносили пионы, гвоздики, незабудки, люпин, анемоны, фиалки… Но сегодня – сирень, только-только распустившаяся: от белой, лиловой до тугой, сочно-чернильной. Воздух насквозь пропитан её ароматом. Дождь, перемежающийся с градом, резко усиливает амбре, бьёт по куполам зонтов, пляшет и пузырится на лужах. Если верить царю Соломону, то «и это пройдёт». Но коль за целый месяц не прошло, как поверить?! Мы здесь верим Пушкину, а он ни отмены ураганных чувств, ни затишья не обещает.
Выступающих на этот раз, как и слушателей, меньше обычного: похоже, непогода загнала всех под тёплые пледы. Только истинных пушкинистов ничем не проймёшь, не остановишь. Они как раз стихией и вдохновляются. Как всегда, нас радушно встречает директор этого знакового места – Луговой Андрей Владимирович. На сей раз он настойчиво приглашает из парка во флигель. Разумно. Здесь, на зеркальных полах, публика сразу зрительно удваивается – ого-го сколько нас! На огонёк подходят и ещё – народная тропа не зарастает, вот уж точно.
«Если жизнь тебя обманет…», — начинает ведущая с любимых тезисных стихов. Ясное дело, сначала должен звучать Пушкин, а потом уже и о Пушкине, Пушкину, с Пушкиным… Меняются голоса, рифмы, ритмы, дыхание. Свои посвящения поэту читают Эльвира Частикова, Юрий Юрьев, Николай Логинов, Дина Габрианович, Александр Николаев, Наталья Никулина, Людмила Даниелова, Олег Пермяков, Надежда Бец… Вдруг на сцену выходит юная поклонница поэта, восьмилетняя Ева, отпустив руку приведшего её сюда А. Сотникова. С детской непосредственностью она декламирует:
«Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной.
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний…»
Её сменяет Татьяна, медсестра из ИМР, и тоже с чувством выговаривает свои любимые: «Цветок засохший, безуханный…» и «Я ехал к Вам…». Затем новичок из ЛО «Сонет» (организатор и родоначальник традиции – собираться у Пушкина – как раз это литературное объединение) Александр Яровиков исполняет свои песни под гитару: одну, вторую, третью, четвёртую… Прямо-таки наш Высоцкий! Время не ограничено. Свободный микрофон – любой может обозначить строки, помогающие жить. Собственно, все они – словно пароль, пропускающий нас в святая святых, где все понимают друг друга. На редкость логичная цепочка выстраивается, начиная с Дня славянской письменности и культуры, продолжаясь праздником библиотек, далее Пушкинским днём России, устремляясь к пику – 12 июня: Слово – Книга – Пушкин – Россия, Родина.
Щёлкают фотоаппараты и мобильники. Запомним этот день, зафиксируем, остановим прекрасные мгновения, не дадим ускользнуть в Лету! Юрий Сергеевич Юрьев награждает каждого исполнителя и оратора своей, только что вышедшей, увесистой книгой «Пик формы».
А следующее Пушкинское место — Полотняный Завод. Мало ли что погода с сюрпризами! Дорогое сердцу не отменяется. Летят туда писательские десанты: Московский, Калужский, Людиновский, Кировский, Кондровский, Обнинский… Значит, это кому-нибудь нужно?! Итак, Полотняный Завод, тоже наша Калужская земля, осенённая Пушкиным. Но это, как говорится, уже другая история, иная влажная дорога, правда, с участием тех же персонажей-энтузиастов. Можно цедить через трубочку Пушкинский июнь, а можно и как мы: жадно, взахлёб, пытаясь утолить непроходящую поэтическую жажду. Не удивительно, что уже и между собой начинаем говорить не прозой, а стихами, да-да, само собой получается.
То обмираешь, то считаешь галок,
То прикипаешь насмерть …иль на миг,
Но узнаёшь судьбу не от гадалок,
Астрологов скупых, а напрямик.
Э. Частикова, руководитель ЛО «Сонет»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *