Какую воду мы пьем?

Загрязнение пресной воды, используемой для бытовых нужд, является наиболее ярким примером отрицательного воздействия человека на окружающую среду. Из всего объема воды на Земле, только 2,5% приходится на пресную воду, из которых меньше чем 1% доступен для человека. Каждому человеку требуется до 50 литров чистой воды в день (для питья, приготовления пищи, туалета, уборки и т.п.). Это без учета огромного количества воды, необходимой для выращивания продовольственных культур или ухода за животными.
Загрязнение океанов, рек, озер, водохранилищ занимает одно из первых мест в списке экологических проблем. Почти 69% пресной воды загрязняется пестицидами, гербицидами, химическими удобрениями, а также смешиваются с органическим топливом и выхлопными газами тяжелой сельскохозяйственной техники.
Россия обладает одним из самых высоких в мире водных потенциалов. Однако в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озер утратили качества источников питьевого водоснабжения, и в результате около половины населения страны потребляет загрязненную воду.
На территории Калужской области протекает 2045 рек общей протяженностью 11853 км. Именно малые реки формируют средние и большие реки, предопределяя их экологическую чистоту. В регионе находятся 17 водохранилищ, общий объем которых составляет 79 млн м3. Водохранилища обеспечивают население водой, а также служат местом для разведения рыб, отдыха.
На территории региона существует несколько тысяч родников. Результаты многолетнего наблюдения за родниками Калужской области показывают, что около 75% из них имеют бактериальное загрязнение, а 25% — содержат различные химические соединения. Таким образом, родниковая вода не должна быть альтернативой водопроводной. Однако, постоянное упоминание в прессе о низком качестве водопроводной воды в Калуге побуждает горожан покупать фильтры или бутилированную воду. Использование бытовых фильтров целесообразно лишь для снижения жесткости, чтобы снизить образование накипи. По исследованным показателям водопроводная вода из различных районов города Калуги на момент исследования соответствовала требованиям СанПиН.
Тем не менее, вопросы качества воды выходят на первый план, ведь это, в первую очередь, вопрос здоровья населения. В регионе реализуется программа «Чистая вода», инициированная депутатами. Благодаря этому проекту во многих населенных пунктах построены или реконструированы водопроводы. Теперь необходимо решать проблемы качества воды и обеспечить строительство сетей водоотведения, очистных сооружений. Однако к этим вопросам нужно подходить весьма взвешенно, т.к. они требуют колоссальных финансовых затрат.
Большой проблемой на сегодняшний день является отсутствие реальной оценки состояния водных объектов. Практически весь водный объект в черте любого населенного пункта расценивается одновременно как объект хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, рыбохозяйственного использования. Такой подход предопределяет жесткое соблюдение рыбохозяйственных и гигиенических предельно допустимых концентраций (ПДК), определяющих качество сточных вод на уровне питьевой и даже дистиллированной воды. Такие показатели в принципе не могут быть достигнуты существующими сегодня технологиями очистки сточных вод, применяемыми в отечественной и мировой практике. Это в значительной мере сдерживает строительство новых современных очистных сооружений. Зачем строить очистные, если штрафы за загрязнение все равно платить придется? Такие вопросы задают руководители многих предприятий и организаций.
Следует отметить, что основная мировая тенденция заключается в модернизации производства на принципах «зеленой экономики» с целью снижения или исключения попадания загрязняющих веществ в водные объекты и окружающую среду. Главное, что необходимо выполнить – защитить водные объекты от прямых канализационных и промышленных стоков. При разработке региональной программы «Чистая вода» необходимо установить для хозяйствующих субъектов приоритет применения оборотных и замкнутых систем водоснабжения.
Кроме того, нужно восполнить ряд правовых пробелов, регулирующих данную сферу. В связи с этим необходимы законодательные инициативы от субъектов Российской Федерации. В частности, по разграничению предметов ведения и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов; по внедрению эколого-экономического учета при оценке инновационной привлекательности территории; в сфере разработки нормативных документов, заменяющих принцип поингредиентного расчета платы за негативное воздействие, вызванное сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, на принцип исчисления платы на основе интегральных показателей токсичности сбросов; по разработке нормативной правовой базы, предусматривающей экономические механизмы привлечения внебюджетных источников финансирования, формирование системы эколого-экономического учета, внедрение новых технологий.
Надеюсь, что комиссия по экологии, созданная при Законодательном Собрании области, сумеет привлечь экспертов, чтобы комплексно решать эти вопросы.

И.Н. Лыков, научный руководитель Института естествознания КГУ им. К.Э. Циолковского, зав. кафедрой ботаники, микробиологии и экологии, д.б.н., профессор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *