С «Улыбкой» к миру

Обнинскому танцевальному коллективу «Улыбка» исполняется 30 лет. Накануне юбилея мы поговорили с его руководителем, заслуженным деятелем культуры РФ Александром Рачковским о маленьких танцовщиках и больших успехах.
Корр.: Среди коллективов детской самодеятельности Обнинска «Улыбка» — один из самых заметных. Вы регулярно показываете в Доме учёных большие спектакли, неустанно ездите на гастроли, у вас много разнообразных дипломов… Что за три десятилетия работы вы считаете вашим главным достижением?
Александр Рачковский: Дипломы – это совсем не так важно, как многим кажется. Да, мы не раз возвращались с победами, становились лауреатами различных конкурсов, получали гран-при, но, на мой взгляд, эти бумажки в рамочках – вторичны. Главное, что наши воспитанники, становясь взрослыми людьми, продолжают встречаться и общаться. Это люди разных профессий, разного социального положения, но они не теряют дружеских связей и стремятся друг другу. Я считаю, что это даже важнее умения хорошо танцевать.
Корр.: Но многие ведут к вам своих детей не просто ради социализации, а потому что вы даёте комплексную хореографическую подготовку и даже помогаете определиться с будущей профессией.
Александр Рачковский: Мы, действительно, занимаемся с детьми по нескольким танцевальным направлениям, таким как: классический, народный, эстрадный танец, модерн и так далее. У нас работают девять педагогов, и учебный план очень плотный. Да, некоторые наши выпускники делают танец своей профессией. Если человек способен заниматься самосовершенствованием, самоанализом, кропотливым тренажем, он попадает в танцевальные труппы или становится педагогом-хореографом. Несколько человек, получив профильное образование, даже вернулись к нам преподавать.
Но, повторюсь, это не главное. Самодеятельность нужна не столько для профориентации, сколь для того, чтобы воспитывать в детях человечность, умение трудиться, чувствовать себя частью команды. И подчас приучить человека регулярно и с полной отдачей работать труднее всего. Современные дети привыкли получать удовольствие и эффект легко, у них чётко сформировано потребительское отношение к миру. Родители часто меняют кружки каждые несколько месяцев, не понимая, что проблема не в кружках, а в ребёнке. Он не привык к трудностям, которые неизбежны в любом деле. Есть дети, которые с удовольствием пользуются своими данными, но, когда нужно выйти за пределы возможностей и достичь нового уровня, у них нет воли. И если нам удаётся привить такому ребёнку работоспособность, это огромное педагогическое достижение. Основной состав «Улыбки», танцовщики 15-18 лет, трудится по 2-3 часа пять дней в неделю. Только так можно получить результат.
Корр.: На какой возраст вы ориентируетесь?
Александр Рачковский: У нас есть студия «Улыбка», где занимаются дети от 3,5 лет, и театр «Улыбка» — там в основном старшеклассники. Когда воспитанники театра вырастают даже из этого формата, мы предлагаем им перейти в театр «Солнце». Им тоже руковожу я, и занимаются там в основном взрослые люди. Соответственно, и задачи стоят другие.
Корр.: В общем, пирамида выстроена. И человеку всегда есть, к чему стремиться.
Александр Рачковский: Да. Ребёнок понимает, что он двигается по определённой лестнице. Мы стараемся отмечать его рост и поощрять. Например, каждый год выдаём свидетельство об окончании учебного курса. Это всего лишь бумажка, но она важна для ребёнка, так как подводит итог его работе. Мы как бы говорим ему: «Смотри. Ты прошёл этот путь! Молодец! Давай двигаться дальше».
Корр.: У вас несколько танцевальных направлений. Ребёнок может выбирать?
Александр Рачковский: Мы даём их в комплексе. Каждый наш ученик учится владеть классической техникой, умеет танцевать народные танцы, получает навыки эстрадной культуры, познаёт основы модерна. Возможно, ребёнку что-то нравится больше, что-то меньше, но он способен танцевать по-разному и в конце концов сможет выбрать для себя то, что по душе и по возможностям. Сказочные спектакли, которые мы ежегодно готовим, предполагают использование различных техник. И если у одного ученика лучше получается классика, ему дают соответствующую роль, если другому по нраву народные танцы, он опять же проявит себя именно в них. Мы всегда ориентируемся на личность и способности человека.
Корр.: А если у ребёнка нет слуха, зато есть лишний вес? Что вы делаете?
Александр Рачковский: Я считаю, что не нужно давать детям тот материал, который им не по силам, или, наоборот, занижать планку. Задача педагога в том и состоит, чтобы правильно подобрать музыку, движения и костюм для тех детей, которые есть. У меня занималась достаточно полная девочка, которая была лучшая в роли мыши в спектакле «Дюймовочка». Она уже выросла, а я до сих пор никого лучше, чем она, в этой роли не видел.
Корр.: Как вы подбираете литературу и музыку для своих хореографических спектаклей?
Александр Рачковский: Поскольку мы имеем дело с детьми, стараемся ставить сказки. В нашем репертуаре есть «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Снежная королева», «Морозко», «Золушка» и так далее. Музыку используем классическую, иногда берём современные обработки классики, но подходим к этому аккуратно. Например, включаем в спектакли обработки Лондонского или Венского симфонических оркестров.
Корр.: Вы не устаёте от детей? Толпы ребят каждый день – это всё-таки испытание.
Александр Рачковский: Да, бывает нелегко. Но это большое удовольствие. Я никогда не думал, что буду преподавать совсем маленьким детям. Даже их боялся. Но теперь беру себе группы начинающих. Во-первых, мне нравится закладывать фундамент их подготовки, а, во-вторых, приятно общаться. Они очень искренние и открытые. Рассказывают мне всё время про свою жизнь, улыбаются, дарят рисунки… В общем, я как-то изменил своё мнение по поводу работы с малышами.
Корр.: 30-летие – важная дата. Как вы будете её отмечать?
Александр Рачковский: В начале мая мы устраиваем отчётный праздничный концерт. Это именно концерт, а не спектакль. Мы решили так сделать, чтобы у нас была возможность показать больше номеров и представить полный спектр творчества «Улыбки». Приглашаем всех! Будем очень рады вас видеть!
Екатерина Задохина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *