Доблесть ратная и трудовая

В конце прошлого года вышла новая книга Владимира Петровича Вареника «Повести и рассказы» о свидетелях трагических и славных событий Великой Отечественной войны.

Герои книги — участники войны, вернувшиеся к мирной жизни, подзабытой за годы войны. Войти, вписаться в мирную жизнь, ещё не сняв армейскую одежду, было не так просто ветерану. Страна со своей отлаженной, мобилизационной экономикой, работала как часы. Приходилось начинать работу с топором, лопатой, ломом: значительная часть страны была в разрухе. Не все до войны не успели приобрести трудовую профессию. И очень многие вернулись искалеченными не только физически, но и морально.
Белорусский писатель Алесь Адамович рассказывает о пятнадцатилетнем пареньке, ветеране партизанского отряда — хлебом не корми, дай пристрелить пленённого немца. Искалеченные войной бойцы и командиры, без рук и без ног, так называемые «чайники», упрятанные от людских глаз на Валааме, других потайных местах, где они сейчас, какова их судьба?

Первая повесть книги — «Жизнь и смерть бывшего сержанта Камбузова» о послевоенной жизни бывшего артиллериста, командира противотанкового орудия сержанта Сидора Сидоровича Камбузова. Сын раскулаченного на Брянщине крестьянина подростком получил профессию строителя-отделочника. Мобилизован был сразу, 22-го июня 1941-го года. В сражении на Курской дуге первый удар «Тигров» и «Пантер» приняла на себя противотанковая артиллерия. В последнем бою батареи Тарабанова орудие сержанта Камбузова последним вело неравный бой. И хотя орудие Сидора Сидоровича было также раздавлено, рубеж, который держала батарея, немецкие танки не прошли. Краснозвёздные «тридцатьчетвёрки» уже мчались на помощь батарее. Инвалидом пришел он на секретный объект, работал очень хорошо, не смотря на инвалидность. Но – жизнь не сложилась.
Некоторые историки оценивают провал Красной Армии на первом этапе войны тем, что многие бойцы из числа раскулаченных крестьян были настроены враждебно к Советской власти. Они толпами сдавались немцам в плен, чтобы вместе бороться с теми, кто их раскулачивал. Это неверно. Рабоче-крестьянская Красная Армия действительно более чем на 75% состояла из выходцев крестьянского сословия. Но красноармейцы сражались за свою родину, а не за тот режим, который так несправедливо поступил с ними.
Под напором превосходящих сил противника генерал Александр Федорович Наумов со своей дивизией был вынужден отступать на западном направлении до реки Нара, теряя бойцов и командиров. И когда началось наступление Красной Армии, дивизия Наумова освободила земли, где располагается ныне первый наукоград России.
После войны генерал не остался в Москве. Он вернулся на постоянное место жительства в те места, где бойцы его дивизии геройски сражались и гибли. В Обнинске генерал Наумов вел большую общественно-патриотическую работу. Он стал одним из первых Почётных граждан города. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в Обнинске установлен памятник генералу Наумову.
Можно сказать, что очень даже благополучно сложилась послевоенная жизнь наших учёных Олега Дмитриевича Казачковского и Алексея Георгиевича Карабаша. Советский Союз вовремя установил паритет по ядерному оружию и военные угрозы тех же американцев стали безосновательны. И в первых рядах решения этой проблемы стоят имена наших учёных. Вся их жизнь до последних дней была связана с Физико-энергетическим институтом и городом Обнинск.
Долгую трудовую жизнь в нашем городе прожил бывший командир пулемётной роты, врач-хирург КБ № 8 Сергей Михайлович Сорокин. На фронт он попал после окончания школы. Пулемётчик, затем командир пулемётного взвода. Дважды ранен. Последнее ранение оказалось очень тяжёлым. Он пролежал в госпитале очень долго – до конца войны и после излечения поступил в медицинский институт.
Что подвигло его стать врачом-хирургом? Как рассказывал сам Сергей Михайлович – отношение к раненому бойцу личного состава военной медицины. Беззаветная отдача своему долгу, отдать всё, чтобы спасти, излечить раненого бойца. То нежное, трепетное чувство к этим людям, на руках которых умирали десятки, сотни искалеченных и неизлечимых бойцов, их боль и слезы воочию познал тяжелораненый лейтенант Сорокин. В Обнинске врач-хирург Сорокин был одним из лучших.
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Это не совсем так? В фронтовой действительности их было море.
Для Елены Михайловны Сокульской война началась в 1939 году. В 15 лет сирота, жительница Западной Украины становится участницей всемирной бойни. Когда немцы разбомбили госпиталь, Елена — санитарка военного госпиталя, попадает в действующую воинскую часть, где становится связисткой. Ей было присвоили звание ефрейтора. Елена в школе не училась. Она выучилась читать и считать в перерывах боёв.
Весной 1945-го года, накануне штурма Берлина к Елене и молодому лейтенанту Прокофию Медведеву пришла любовь. Причём, для обоих – впервые. При штурме Берлина лейтенант Медведев геройски погиб. Ефрейтор Лена тайком от всех своих товарок-сослуживок вылила все свои слёзы. После победы над Германией воинскую часть переводят в Белоруссию. Беременную ефрейтора увольняют подчистую. Ни кола, ни двора, ни гражданской одежды и денег, ничего нет. «Знаем, где нагуляла, мы тут вкалывали для победы…. Знаем, кому война, кому мать родна». Это и другое подобное не раз слышала Елена Михайловна в новой для неё гражданской жизни. Но она выжила, не смотря на всё. Она родила сына. Она вырастила его. У него двое детей и внуки.
Вглядываясь в лица своего семейства, лица внуков, она видит в них черты лица лейтенанта Прокофия Медведева, геройски погибшего в мае 45-года. — Нет, не сгинул он. Он живёт в них, — мысленно говорит себе Елена Михайловна. И лицо её расслабляется. Исчезают морщины, а глаза светятся внутренним светом. — Господи! Прости и помилуй, — шепчут её губы.

В. Гущенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *