Обнинск слушает Камчатку

Уже больше двух десятилетий на территории Обнинска работает Геофизическая служба РАН, специалисты которой изучают сейсмологическую обстановку всей страны. Почему именно здесь? Об этом мы поговорили с замдиректора по науке Геофизической службы РАН Олегом Старовойтом.

Корр.: Как получилось, что в Обнинске существует Геофизическая служба РАН?

Олег Старовойт: Она началась с обсерватории. Решение о создании в Обнинске Центральной геофизической обсерватории (ЦГО) «Москва» Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта АН СССР было принято в январе 1963 года. Идею выдвинул директор ИФЗ АН СССР академик Михаил Садовский. Основные цели и задачи обсерватории Михаил Александрович сформулировал во время официального открытия ЦГО, которое состоялось в Обнинске в мае 1967 года. В обнинской городской газете «Вперед» Садовский писал: «Если считать весь Советский Союз единой сейсмической зоной, то Центральная геофизическая обсерватория в Обнинске может быть принята суперзональным всесоюзным сейсмическим центром. В Обнинск будет сходится вся сейсмическая информация, кроме имеющей чисто региональное значение. Для этого ЦГО будет соединена телетайпной связью со всеми региональными центрами и рядом (около двадцати) наиболее хорошо оборудованных сейсмических станций. Обнинская ЦГО снабжена устройствами для автоматической обработки сейсмологической информации, и на нее будет возложена государственная служба срочных донесений о крупных землетрясениях». Так всё и случилось. В Обнинске стали «прислушиваться» к Камчатке и Магадану.

В Обнинске также проводились курсы усовершенствования работников сетей сейсмических станций страны, для чего на сейсмической станции ЦГО была собрана вся типовая аппаратура, применяемая для регистрации и обработки, и установлены образцы новейшей сейсмической аппаратуры, проходящей эксплуатационную проверку. При организации Центральной геофизической обсерватории в Обнинске были использованы все достижения современной геофизики. В общем, практически все, о чем мечтал Михаил Александрович, сбылось.

Корр.: Почему геофизическую службу организовали именно в Обнинске?

Олег Старовойт: Место для обсерватории было выбрано не случайно — в центре Русской платформы в спокойном в сейсмическом отношении районе. В результате предварительной буровой разведки был найден массив плотного мраморовидного известняка, который удовлетворял требованиям для размещения в нем сейсмического и геофизического оборудования. Этот массив был расположен на краю города с развитыми инженерными коммуникациями, но вдали от различных источников сейсмических шумов.

Корр: Как выглядит и как организована служба?

Олег Старовойт: Основное сооружение обсерватории — шахта, в которой размещаются наиболее чувствительные элементы геофизической аппаратуры. Она располагается в целиковом массиве плотного мраморовидного известняка на глубине 30 метров от поверхности земли. Шахта нужна, чтобы защищать датчики от непосредственного воздействия ветровых нагрузок, от колебаний температуры, вариаций атмосферного давления и прочих шумов природного и техногенного происхождения. Все эти меры обеспечивают качественную регистрацию колебаний земли на уровне сотых долей микронов, что позволило создать уникальную высокочувствительную геофизическую обсерваторию.

Корр.: Имеет ли геофизическая обсерватория практическое значение? Или она работает только для науки?

Олег Старовойт: В 70-80 годах, кроме высококлассной обсерватории, была создана служба срочных донесений о сильных землетрясениях в стране и в мире. В задачу службы входило срочное оповещение правительственных органов о сильных и разрушительных землетрясениях на территории страны для принятия своевременных мер по оказанию помощи пострадавшим районам, ликвидации последствий стихийных бедствий и организации работ по изучению сильных землетрясений. Эта служба значительно расширена и успешно функционирует в тесном взаимодействии с МЧС России и многими другими ведомствами.

Корр.: Каким образом обсерватория привела к созданию в Обнинске геофизической службы РАН?

Олег Старовойт: В 80-90-х годах была проведена большая работа по централизации системы сейсмических наблюдений в стране, и на обнинский коллектив была возложена задача обеспечения научно-методического и организационного руководства. Все это привело к тому, что в 1994 году по инициативе вице-президента РАН академика Н.П.Лаверова в Обнинске была создана Геофизическая служба РАН – фактически федеральный центр сейсмического мониторинга территории России, стран бывшего Советского Союза и мира.

Корр.: В нашем городе почти все научные организации так или иначе связаны с ядерной энергетикой. Геофизической службы это тоже касается?

Олег Старовойт: Да. Значительным событием в жизни обнинских сейсмологов явилось принятое в конце 80-х годов решение об участии коллектива в международном эксперименте по созданию системы контроля за ядерными испытаниями. С тех пор началась наша активная международная деятельность, приведшая к интеграции отечественной сейсмологической сети в мировую сеть мониторинга сейсмических событий природного и техногенного характера. Эти работы сейчас успешно развиваются, Геофизическая служба получила международное признание.

Корр.: А вы сами живёте в Обнинске?

Олег Старовойт: Я прожил в Обнинске более сорока лет: с 1963 по 2004 год, да и сейчас еще по мере сил помогаю руководству Геофизической службы и сотрудникам. С Обнинском связана моя самая активная фаза жизни. Здесь родился мой младший сын, и мы с женой прожили сорок лет нашей совместной, вот уже 60-летней, жизни. Поэтому Обнинск для меня – это город моей надежной, крепкой семьи и активной творческой работы. Слава и процветание Обнинску!

Екатерина Задохина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *