Наука с азартом

В юбилейный для города год в Обнинске происходит много интересных перемен. Одна из них – смена руководителя одного из главных научных институтов области – НИФХИ им. Карпова. Теперь его возглавляет молодой директор Олег Кононов. Мы поговорили с ним о том, что интереснее: быть управленцем или учёным.
Корр.: Олег Евгеньевич, вы новый человек в институте. Расскажите немного о себе.
Олег Кононов: До НИФХИ я работал в ФЭИ, куда пришёл после окончания факультета кибернетики обнинского ИАТЭ, который теперь называется ИАТЭ НИЯУ «МИФИ».
Корр.: Недавно мне рассказывали, что факультет кибернетики ИАТЭ очень крутой…
Олег Кононов: Ну, может быть. Не знаю. На тот момент было всего два факультета: кибернетика и физико-энергетический. На кибернетику проходной балл был немного выше. Ну, вроде, он считался покруче. Хотя я бы не стал сравнивать эти два факультета: они просто готовят разных специалистов. Более того: я, допустим, закончил факультет кибернетики, а долгие годы работал в ФЭИ. И вообще физика мне нравится не меньше, чем кибернетика, тем более, что сейчас они не могут существовать отдельно. Все науки находятся во взаимодействии с электронно-вычислительной техникой. Без использования компьютерных технологий научные исследования оказываются либо очень долгими, либо очень дорогими. Возможность спрогнозировать результаты эксперимента до его физической реализации серьезно упрощает дело.
Корр.: Какую карьеру вы сделали в ФЭИ?
Олег Кононов: Головокружительную – из ученого стал бюрократом (смеется). Начал с инженера по автоматизации эксперимента, а из ФЭИ я ушёл с должности заместителя генерального директора по науке и инновационной деятельности. В зону моей ответственности входило понимание того, в каком направлении двигается вся наука института. Необходимо было консолидировать информацию по всем исследованиям, анализировать её и определять вектор общего развития, перспективы. В том числе в мои обязанности входило представление деятельности института вне его стен.
Корр.: Вы больше занимались управлением или наукой?
Олег Кононов: Это управленческая деятельность, которая предполагает большой объём аналитической работы с научными проектами. Очень интересно.
Корр.: Ваша новая должность директора НИФХИ, наверное, больше про управление, чем про науку и аналитику? Как вам такой поворот событий?
Олег Кононов: Да. Конечно, здесь больше управления – по должностной инструкции в мои обязанности входит управление институтом. Но я скучаю по науке и поэтому стараюсь заниматься не только директорскими обязанностями, но и продолжать интересные мне исследования и эксперименты. Например, в данный момент с удовольствием посвящаю время совместному проекту НИФХИ, ФЭИ и заказчика-вдохновителя МРНЦ им. А.Ф.Цыба по созданию импортозамещающего препарата на основе иттрия-90. Его применяют для лечения неоперабельного рака печени. Он даёт шанс людям вылечиться. Этот проект, кстати, всегда требовал взаимодействия с НИФХИ, потому что для него нужна ядерная установка, которая есть в этом институте.
Корр.: Когда эта разработка превратится в конечный продукт?
Олег Конов: Очень сложный путь. Надеюсь, нам удастся быстро его пройти, потому что уже получены определённые, многообещающие результаты. Думаю, получится недорогой, доступный россиянам препарат, который можно будет использовать в любой клинике, умеющей работать с радиационными источниками.
Корр.: Сложно привыкать к новому институту?
Олег Кононов: Было бы сложно, если бы меня поставили руководить больницей или колхозом. Я в этом ничего не понимаю. А с НИФХИ – другая история.Когда я работал в ФЭИ, мы плотно взаимодействовали с НИФХИ, поэтому институт мне знаком и понятен. Многих людей, которые теперь мои коллеги, я знал и раньше. Это очень интересный мир, в котором есть чем заняться и над чем работать. Мне близко то, чем занимается НИФХИ: как направление по созданию радиофармпрепаратов, то есть ядерная медицина, так и радиационные технологии.
Корр.: Какое впечатление от коллектива?
Олег Кононов: Я не ожидал, что здесь работает так много молодых специалистов. Этот факт стал для меня приятным открытием. Молодежь тянется к науке, а значит, у института есть будущее. Я уже понял, что работаю на предприятии, которое сейчас обладает большими возможностями роста и развития. Мы производим продукцию, которая востребована не только в России, но и за рубежом, даже в Японии – например, наш молибден. По некоторым позициям НИФХИ является монополистом, что нам, конечно, на руку. Трудная экономическая ситуация выталкивает институт на поверхность. Это хороший шанс для нас улучшить свои показатели и катализировать всё лучшее, что здесь есть.
Корр.: Что ждёт институт в ближайшем будущем?
Олег Кононов: НИФХИ будет расширять линейку продукции и рынки сбыта. Мы не будем ограничиваться только йодом и молибденом. Есть, например, очень хороший препарат на основе самария. У меня большие надежды на иттрий. Если всё получится, это будет наш новый продукт. Активно обсуждаем тему по созданию ядерного кластера – на основе взаимодействия институтов разного профиля, использующих в работе ядерные технологии. Есть желание восстановить работу по созданию источника для нейтронозахватной терапии. Для возобновления этого направления, необходимо модернизировать пучок на реакторе. Дорогие, сложные работы. Эти затраты надо обосновать, что довольно проблематично. Сама технология перспективная, но предполагает много рисков. Вопрос о возврате инвестиций должен решаться здесь очень грамотно. Будем надеяться, всё получится.
Не будем забывать и про такие направления, как радиационные технологии и работа с материалами, которые обретают под воздействием радиации новые свойства. Материалы – классная, сложная тема, когда приходится продвигать новые технологии на промышленные предприятия и убеждать производителей в пользе прогресса. Далеко не все, кстати, сразу понимают, что делать долговечную деталь выгодно и что в конечном итоге инновационные производства всегда выигрывают. Кто раньше воспользуется достижениями науки, тот и победил.
Екатерина Задохина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *