Старше города

Самое молодёжное место Обнинска ИАТЭ НИЯУ МИФИ старше самого города на три года. Институт был образован через 7 лет после создания известной лаборатории «В», а именно – в 1953 году. И, наверное, каждый житель Обнинска так или иначе связан с ИАТЭ. Директор института Наталья Айрапетова любит проводить такой эксперимент – предлагает в разных обнинских залах и аудиториях поднять руки тем, кто учился в ИАТЭ. По её словам, ползала – это стабильно. Мы поговорили с Натальей Германовной о прошлом и будущем института, а также о проблемах ядерной энергетики в целом.

Корр.: Наталья Германовна, вы сами заканчивали ИАТЭ?
Наталья Айрапетова: Да, именно так. Я здесь закончила факультет кибернетики, некоторое время работала в институте, потом уехала и занималась похожей деятельностью в другом институте. А теперь вернулась и уже 4 года возглавляю ИАТЭ.

Корр.: Вы в Обнинске родились?
Наталья Айрапетова: Нет. В одном из атомных городов – Томске-7. В общем, вся моя жизнь и жизнь моей семьи связана с атомной отраслью.

Корр.: Вы, наверное, любите атомную тему?
Наталья Айрапетова: Атомная отрасль – одна из немногих, где наша страна показывает продукцию, способную конкурировать на международном рынке. Есть повод для гордости. У нас хорошо делают не только атомные бомбы. Здесь мы говорим и об атомной энергетике, и о сельхозрадиологии, и об ядерной медицине… ИАТЭ входит в структуру госкорпорации «Росатом», которая занимается только мирным атомом. И это огромная сфера деятельности.

Корр.: ИАТЭ готовит профессионалов только для мирной атомной промышленности?
Наталья Айрапетова: Мы готовим людей для работы в атомной промышленности вообще, а какой именно характер будет носить их деятельность – угадать невозможно. 95-98% выпускников работают в мирной энергетике, остальные – в оборонном комплексе. Есть так называемые «научные» роты, где люди работают по контракту. И там, конечно, ставятся военные задачи.

Корр.: Много желающих стать «научными» контрактниками?
Наталья Айрапетова: Очередь. Это очень престижная, высокооплачиваемая работа.Но попасть туда не так просто. Есть заказ Министерства обороны, он предусматривает определённую квоту, значит, есть конкурс. Отбирают ребят с хорошими знаниями и устойчивой психикой. Им предоставляют возможность работать в военных научно-исследовательских институтах, гарантируют достойную зарплату и жильё. Очень привлекательные условия для молодых физиков и кибернетиков.
Но мы готовим людей не только для атомной отрасли. У нас представлено 60 направлений. Из них атомная энергетика занимает не более 25%.

Корр.: Какой факультет самый востребованный?
Наталья Айрапетова: Медицинский. Там традиционно самый большой конкурс – 10 человек на бюджетное место. Когда этот факультет создавали с нуля, было очень много скептиков, которые не верили в возможность качественного медицинского образования на базе ИАТЭ. Они говорили: «Зачем вы это делаете? Рядом Москва – там пять медицинских вузов, есть Смоленск, Тула, куда люди едут получать медицинское образование. Зачем такой факультет в Обнинске?» Но время показало, что всё было сделано правильно. Факультет работает, он стал самым востребованным направлением в ИАТЭ, и мы будем продолжать его развивать. Сейчас, например, занимаемся аккредитацией на работу ординатуры. Так что с сентября эта ступень медицинского образования тоже будет доступна нашим студентам. Кстати, в этом году будет уже третий выпуск студентов-медиков.

Корр.: Медицинский факультет ИАТЭ готовит традиционных врачей или «атомных»?
Наталья Айрапетова: Конечно, он имеет свою специфику. Мы сознательно стремимся развивать здесь ядерную медицину, потому что уникальность нашего вуза в возможности непосредственного общения медицинских специалистов с физикамии кибернетиками. Такой близости столь разных дисциплин нет, пожалуй, нигде в стране. Врачи, которых выпускает ИАТЭ, являются уникальными специалистами, потому что они имеют дополнительные знания по физико-химическим направлениям и прекрасно чувствуют себя в пространстве цифровой медицины.

Корр.: Сколько медиков будете набирать в этом году?
Наталья Айрапетова: Около двухсот человек: 60 человек – на бюджетные места, 140 – на платной основе.

Корр.: Перечислите, пожалуйста, основных работодателей, которые традиционно интересуются выпускниками ИАТЭ и готовы предоставить им работу.
Наталья Айрапетова: Более половины наших выпускников остаётся работать в Калужской области – на предприятиях, расположенных в индустриальных парках. У нас налажен контакт с различными институтами и компаниями: ФЭИ, ФХИ, МРНЦ РАМН, НПО «Тайфун», «Самсунг», фармацевтические компании и так далее. Наше сотрудничество с ними нельзя назвать распределением. Скорее, смотрины в хорошем смысле этого слова. Пока студент учится, проходит практику, делает первые шаги в науке, предприятие предоставляет ему базу для учебных исследований. И в этом процессе происходит знакомство руководства компании с будущим выпускником. Если они друг другом заинтересуются, выпускник получает деловое предложение. Очень часто после прохождения преддипломной практики студенты уже понимают, где они будут работать. Большим спросом пользуются специалисты для фармкомпаний в силу специфики нашего города в частности и региона в целом. Мы осуществляем полный цикл подготовки будущих сотрудников фармацевтической отрасли. Ядерная и биомедицина занимают второе место после атомной энергетики в системе приоритетов нашего вуза. Большое внимание мы уделяем информационным направлениям – традиционно наши «айтишники» очень успешно работают и в России, и за рубежом.

Корр.: Многие студенты уезжают работать за границу?
Наталья Айрапетова: В 90-е годы отток был сильный, а после кризиса 2008 года наметилась обратная тенденция – люди стали возвращаться, из той же Америки, например. Теперь же ситуация складывается так, что везде – и в России, и в Европе, и в Америке – есть проблемы. Везде нелегко, нет смысла бежать. Поэтому многие предпочитают оставаться дома и развиваться здесь. Кризис – окно возможностей. И кто это поймёт, тот выиграет.

Корр.: Москва интересуется «иатэшниками»?
Наталья Айрапетова: Москва – известный «пылесос». Наши выпускники работают в «Росатоме» на достаточно высоких позициях. Технический директор концерна «Росэнергоатом», два директора действующих атомных станций (Калининской и Смоленской) – наши выпускники. Долгое время наш выпускник возглавлял украинскую национальную атомную компанию «Энергоатом». В общем, если человек закончил ИАТЭ и работает по специальности, как правило, он достигает больших карьерных высот.

Корр.: Почему, на ваш взгляд, в России сделан такой упор на ядерную отрасль?
Наталья Айрапетова: Потому что хорошо получается. Не ладится дело с автомобилями, зато всё хорошо с ядерными технологиями.

Корр.: Почему? Ведь автомобили легче делать…
Наталья Айрапетова: Потому что русским всегда удавались уникальные технологии. Это наш козырь. Иностранцы говорят: если хочешь получить что-то уникальное — поручи русскому, а если нужно сделать десять одинаковых вещей – поручите это немцам.

Корр.: Многие ли выпускники ИАТЭ занимаются фундаментальной наукой?
Наталья Айрапетова: Да, есть такие люди. Мы недавно отмечали тридцатилетие окончание нашего курса – так вот часть моих бывших одногруппников уже многие годы возглавляет лаборатории в Объединённом институте ядерных исследований в Дубне. Они занимаются созданием новых химических элементов – дополняют линейку таблицы Менделеева. Среди молодёжи тоже есть люди, которые тяготеют к фундаментальной науке. Их немного. Но это нормально. Нужен особый склад ума, особый талант, чтобы заниматься наукой. И таких людей – единицы. Так всегда было и будет, вне зависимости от экономической или политической ситуации. Тяга к науке – иррациональна. Эти люди –подвижники, они не могут жить иначе.

Корр.: Вы считаете, что за атомной энергетикой – будущее?
Наталья Айрапетова:Это не идеальный источник энергии, потому что он исчерпаем. Уран когда-то кончится. Как и нефть, например. Не зря же люди разрабатывают технологии, связанные с альтернативными, неисчерпаемыми источниками – такими какветер, вода и солнце. И, кстати, этим в последнее время занялся и «Росатом». На данном этапе атомная энергетика – спасение человечества, но в будущем появятся новые способы извлечения энергии, о которых мы сейчас, возможно, даже не подозреваем.

Екатерина Задохина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *