Нормально работать в ненормальных условиях

О проблемах городской коммунальной сферы – наша беседа с директором МП «Теплоснабжение» Юрием Юрковым.
Корр. Юрий Ильич, близится 60-летие Обнинска. В связи с этим многие городские муниципальные предприятия спешат совершать некие значимые поступки, специально приуроченные к юбилею: ремонты, реконструкции и тому подобное. МП «Теплоснабжение» приготовило ли что-либо подобное, чтобы быть замеченным горожанами? Какой-нибудь серьезный поступок?
Юрков. Самый серьезный поступок для нас – это обеспечение нормального функционирования нашей системы, с тем, чтобы у людей было тепло зимой и была постоянно горячая вода. И я всегда говорю, что коммунальная сфера такова, что чем незаметней ее работа, тем правильней. Поэтому о каких-то заметных акциях нам сложно говорить. Мы просто делаем свою работу, устойчиво обеспечиваем тепловой энергией город, хотя условия, в которых мы работаем, достаточно сложные. Сложные прежде всего в финансовом плане.

Корр. В чем их сложность?
Юрков. Огромные долги потребителей перед нами – они нам должны 240 миллионов рублей. Представьте себе, что значит изъять из оборота предприятия 240 миллионов рублей, когда на содержание и ремонты тепловых сетей и оборудования в тарифе закладывается от 70 до 90 миллионов в год. Представьте, что мы потеряли возможность три года проводить ремонты. Поэтому нашему предприятию приходится жить на кредиты.

Корр. Кто у вас в долгу, управляющие компании?
Юрков. Прежде всего – они. Крупными должниками являются ООО «ЖКУ», ООО «УК «Комфорт», ООО «УК», ООО УК «МК». Есть управляющие компании, которые платят вовремя. Это, как правило, некрупные компании. А вот муниципальная компания МП «УЖКХ», к сожалению, входит в число должников. Эта управляющая компания, недавно образовавшись, сумела накопить 9 миллионов рублей долга. Надо сказать, что МП «УЖКХ» находится в непростой ситуации, поскольку к ней переходят не самые лучшие объекты, от которых отказываются некоторые действующие УК, плюс объекты обанкротившегося предприятия УК «ОСК», плюс объекты закрывающегося и постепенно банкротящегося предприятия «СтройЛидерСервис».

Корр. У вас есть план спасения от долгов?
Юрков. Одно предприятие в этой ситуации ничего не сделает. Это общая проблема города, и с моей точки зрения, решать ее надо всем вместе. А сейчас пока есть разобщенность. Это проблема образовалась не в раз, не из ничего, и образовалась она не только по воле МП «Теплоснабжение», и я считаю, что это проблема, как минимум, общегородская.

Корр. Наступила весна, и я не могу не спросить вас о сезонной опрессовке тепловых сетей – горожане ее ждут.
Юрков. Мы опрессовку проводим после того, как заканчивается отопительный сезон. Он завершается, как правило, в самом конце апреле или начале мая, после того как прекращается отопление города, остается подача только горячей воды. Впереди у нас майские праздники, и если мы к ним оставим дома без горячей воды, это будет неправильно. Поэтому опрессовка будет проводиться после Дня Победы. Проводим мы ее двумя этапами: сначала опрессовка от ТЭЦ ФЭИ, от которой питается старая часть города, затем, через три-четыре дня опрессовка от нашей основной котельной. Этапы опрессовки разнесены во времени, поскольку МП «Теплоснабжение» ограничено людскими ресурсами. Надо сказать, что профилактические работы на сетях и источниках мы стараемся делать без прекращения подачи горячей воды. Хотя нормативными документами предусмотрено наше право полностью остановить подачу тепловой энергии на две недели – остановить источник и заниматься профилактикой. Объект у нас большой, поэтому регламентные работы мы имеем возможность делать постепенно, по частям. При ремонтах же, например, на тепловых сетях, стараемся не отключать горячую воду надолго, если есть возможность, осуществляем ее подачу по одному трубопроводу, без циркуляции, как говорят, «в тупик». Это позволяет иметь жителям горячую воду без больших перерывов.
Объекты, находящиеся в ведении МП «Теплоснабжение», являются объектами повышенной категории. В силу этого проектами закладывается высокая степень надежности работы системы. Вода практически всегда есть – мы получаем воду от Водоканала по трем вводам. Мы имеем несколько вводов по электроснабжению. Если случаются перебои электричества, то они, как правило, секундные. Если, конечно, не случается серьезных аварий на внешних магистральных электросетях напряжением 100 киловольт и выше.

Корр. Повышается нагрузка на тепловые сети в связи с городскими новостройками?
Юрков. В целом, нет, она слегка перераспределяется. Новостройки потребляют меньше тепловой энергии, экономия тепла идет за счет использования энергосберегающих технологий и материалов. Что касается старых домов, то там тоже постепенно ставят пластиковые окна, утепляются квартиры – это тоже снижает расход тепла. К тому же лучше стали содержаться дома, их внутренние тепловые системы. Утечки в наружных тепловых сетях в пределах нормы.

Корр. И тем не менее долги по теплу все-таки растут.
Юрков. Это даже не проблема, а проблемища. Дома содержатся лучше, но, наверное, на наши деньги. Нам тарифы на тепло тоже не на блюдце приносят, мы доказываем необходимость установления того или иного тарифа, необходимость получения с потребителей именно такого количества денег. Не нужно считать, что МП «Теплоснабжение» купается в деньгах, нам не хватает денег нормально проводить все ремонтные работы.

Корр. Но ведь кто-то сумел решить коммунальные проблемы, в частности теплоснабжения.
Юрков. Сумели. Например, Прибалтика, и в частности, Эстония. Там имеют возможность использовать современное оборудование, современные производительные котлы. Даже, те котлы, что оставались с времен СССР, подвергались серьезной модернизации. Там имеют возможность делать все это, поскольку есть средства. Они борются не за проценты КПД, а за доли процентов КПД и не боятся вкладывать деньги, которые окупятся через 10-15 лет. Как они это сделали? Прежде всего, установили нормальную цену на тепловую энергию. Конечно, используют заемные средства, но и предъявляют очень жесткие требования к оплате. Необходимо спрашивать с потребителей за соблюдение законов, в том числе за оплату коммунальных услуг, иначе мы не добьемся ничего. Мы все знаем, что долги населения в коммунальной сфере растут высокими темпами. Если люди не платят, нужно выяснять, почему. Если оплата коммуналки — это финансовое бремя, которое население не в состоянии вынести, тогда, может быть, следует поменять тарифную политику? Мы, может быть, рано ввели 100-процентную оплату коммунальных услуг для всего населения. Пока же создается впечатление, что предлагаемые различными структурами меры по улучшению платежной дисциплины направлены не столько на нормальное решение вопроса, сколько на выбор того, кто первым должен погибнуть — жилищные предприятия или ресурсоснабжающие. Ну ей-богу, хватит подстраиваться под выборные компании и надо понять несложную вещь: если товар (услуга) чего-то стоит, то такая цена и должна быть. И ее надо платить.

Беседовал Сергей Коротков
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *