. Обнинский Вестник » Публикации » «Мы – дети Мейерхольда, а не Станиславского»
Главная » Культура, Новости

«Мы – дети Мейерхольда, а не Станиславского»

25 марта 2016 Нет комментариев

Режиссёр студенческого театра ИАТЭ Юлия Носова не склонна к реалистичному театру. В условных формах она чувствуют себя намного лучше.
Студенческому театру ИАТЭ уже два десятка лет. А он не перестаёт радовать аудиторию разнообразными постановками и оригинальными сценическими решениями. Вот и премьера этого года, спектакль «Золушка» по пьесе Жоэля Помра, вызвала большой ажиотаж со стороны зрителей. Потому что хоть и «Золушка», но там дело вовсе не в тыкве, хрустальной туфельке и принце. Там про свободу, любовь и смерть. Мы поговорили с Юлей Носовой о современном театре, студентах и царапинах.
- Как прошли мартовские показы «Золушки»? Вы довольны?
- 6 марта хорошо сыграли, а 7-го – чуть похуже. Раз на раз не приходится. За один вечер потратили всю энергию, на следующий показ сил уже меньше. А, может быть, сработало правило второго спектакля. После премьеры всегда трудно играть. Я знаю, что у некоторых профессиональных театров спектакль начинает вызревать только к десятому показу. Обкатка идёт.
- Обкатка обкаткой, но вы, кажется, выиграли с этим спектаклем гран-при на каком-то фестивале?
- Да, в декабре, на областном фестивале «Приокские сюжеты». У нас как раз премьера была. Но мы маловато ездим по фестивалям, хотелось бы больше. Надеюсь, с «Золушкой» удастся ещё куда-то прокатиться. Может быть, в Сочи.
- Почему вы взялись за эту пьесу?
- Очень трудно найти нормальный текст. И я была счастлива, когда открыла для себя француза Жоэля Помра. Он осмысливает сказки и переделывает их на новый лад, превращая детский сюжет в философское произведение. Это очень современный, не замшелый текст, написанный с хорошим юмором. Он позволяет использовать необычные сценические формы, даёт свободу. Мне нравятся эксперименты. Есть один калужский фестиваль – у него в названии что-то про «детей Станиславского». Мы дети скорее Мейерхольда, а не Станиславского. Я не очень люблю реалистичный театр. Мой крест – гротеск. Хотя на этот фестиваль, может быть, поедем.
- Какая тема в «Золушке» вас заинтересовала?
- Любовь, смерть, свобода. Эти темы вечны и потому всегда современны. Помню, как в детстве, в 6 лет, я укололась обо что-то острое – просто царапина. Но мне вдруг показалось, что этот укол сейчас пройдёт сквозь всю меня и достигнет сердца. Я впервые тогда испугалась смерти. Думаю, это очень волнующая для всех тема. Хотя, конечно, люди заклинают себя: «Мы не умрём. Зачем?» Герои «Золушки», парень и девушка, остаются без родителей в очень юном возрасте, и на них всё это обрушивается.
- Как удалось решить образ феи, чтобы уклониться от сказочной слащавости?
- У нас это бомжеватая женщина, которую играет Артём Смирнов. Ну не было у меня актрисы… Получилось нормально – очень обаятельный персонаж. Зрители его приняли «на ура».
- Как вам удаётся формировать коллектив? Студенты – занятые люди. Подрабатывают, ходят по барам и кино, на свидания… Откуда в их жизни место для театра? Ведь театр – это не часовое занятие. Целые вечера надо проводить на сцене.
- Я и сама удивляюсь, как это происходит. Понимаю, например, логику КВНа. Пришёл, потусовался дней пять, выступил, и всё – ходишь королём. А театр – это долгая работа, требующая сил и времени. Перед премьерой мы репетируем почти каждый день, иногда до ночи. И не факт ещё, что похвалят.
Но наш коллектив, кстати, состоит не только из студентов. У нас занимаются и выпускники: Екатерина Сазонова, Александр Стефани, Артём Смирнов, Дмитрий Калинин. У них дети, работы, но приходят по вечерам сюда.
- Есть разница между теми студентами, которых вы набрали 20 лет назад, и нынешним составом?
- Да, есть. Тогда в целом люди больше интересовались театром, и ребята знали о театре гораздо больше, чем сегодня. А теперь приходят люди, которые вообще не в курсе театральных дел. Да что там театр! Они ни кино, ни литературу, ни музыку не знают. Я говорю своей актрисе: «Смотрела «Обыкновенное чудо» Марка Захарова?» Нет, не смотрела. Трудно отладить связь, когда нет общих культурных кодов.
- Может быть, они Кубрика смотрят и Тома Йорка слушают? Это просто другая культура, не бескультурье.
- Может быть. Но основы-то знать надо.
- Кто-нибудь из ваших актёров решил сделать театр делом своей жизни?
- Да. В этом году в нашем театре большая радость – Артём Сухоруков поступил в Театральный институт им. Щукина. А поначалу, кстати, тоже КВНом увлекался. Я его оттуда к театру привлекла. Впервые он выступил в нашем театре в спектакле «Уроки французского». А теперь приехал к нам на премьеру «Золушки» уже из Москвы. Всё не зря.
Екатерина Задохина