Скорбная работа вне конкуренции

Нельзя наживаться на людском горе, считает директор Муниципального предприятия «Бюро ритуальных услуг» (БРУ) Вячеслав Мишуничев.

Очевидно, что такую же этическую позицию разделяли и члены экспертной комиссии, единодушно присудившие обнинскому БРУ первое место на ежегодном региональном конкурсе предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, учрежденном Министерством конкурентной политики и тарифов Калужской области.
Впрочем, экспертная комиссия оценивала конкурсантов отнюдь не эмоционально, а на основе жестких критериев, определяющих качество работы – то есть, качество предоставляемых населению услуг. И коль скоро ритуальные услуги требуют от исполнителя не только человеческого такта, но и высокой ответственности, то отсутствие жалоб от населения может как раз служить показателем качества. В случае с обнинским БРУ за истекшие четыре года жалобы или какие-либо нарекания на его работу полностью отсутствуют. Подробности у директора БРУ Вячеслава Мишуничева.
Корр. Вячеслав Николаевич, возможна ли конкуренция в сфере ритуальных услуг?
Мишуничев. Вся наша работа делится на две части. Первая – это оказание собственно самих ритуальных услуг. Часть вторая — реализация населению ритуального товара: гробы, венки, ленты и так далее. Первая часть — оказание ритуальных услуг — четко регламентирована федеральным законом и включает в себя копку могилы, доставку тела умершего к месту захоронения, катафальную перевозку родственников, непосредственно само погребение, а также выдачу и оформление документов: свидетельства о смерти и свидетельства на право пользования участком на кладбище. Эти услуги гарантированы гражданам нашим государством в качестве безвозмездных услуг – то есть, бесплатных. В том же федеральном законе и зафиксирована стоимость этих услуг для предприятия – 5005 рублей. И любое предприятие, оказывающее ритуальные услуги, обязано укладываться в эту сумму. Практика нашей работы доказывает, что эти пять услуг, гарантированных государством, должны находиться вне конкуренции – эти услуги субсидирует город, он платит из бюджета копальщикам могил, оформителям, смотрителям и уборщикам кладбища. Слава богу, у нас в Обнинске именно на эти услуги конкурентов нет. Если на них вдруг «сядут» частные предприниматели, то они за 5 тысяч работать не будут. Отсюда, кстати, и возникают все скандалы, которые мы нередко видим по телевизору. В соседних городах, например, только одна копка могилы стоит 6 тысяч рублей, в некоторых – 8 тысяч, а обследование участка на кладбище – 4 тысячи.
Корр. То есть, частники накручивают свою прибыль, пользуясь элементарной юридической безграмотностью людей?
Мишуничев. Именно так! По моим личным наблюдениям, 100 человек из 100 не знают, что существует федеральный закон, который строго регламентирует ритуальные услуги. В ФЗ черным по белому написано, что предприятие любой формы собственности ОБЯЗАНО предоставлять эти услуги в сумме 5005 рублей, не дороже. Благодаря тому, что МП «Бюро ритуальных услуг» с 1992 года работает в рамках городского хозяйства, люди уже привыкли, что в этой сфере нет хапужничества, а есть прейскурант, который утвержден городским Собранием. Вопросов быть не может. Моя позиция как руководителя предприятия такова – если хоть кто-то из моих сотрудников выкопал могилу не за те деньги, что указаны в прейскуранте, если оплата услуг не прошла через кассу, то я его сразу увольняю за вымогательство. С этим у нас очень строго. Что касается реализации ритуального товара, то здесь конкуренция есть и должна быть. Товар идет от разных производителей, у него разная цена, стиль и дизайн, и у людей в этом плане должен быть выбор.
Корр. Отчего же тогда возникают скандалы на «кладбищенской» почве?
Мишуничев. Многолетняя практика работы с населением в Обнинске показывает, что первые пять услуг должны находиться в руках города. Все скандалы возникают там, где есть хозяйствующие субъекты, но муниципалитет как таковой не присутствует. Приходят временщики, частники — они могут взять в аренду кладбище и все из него выжать и уйти, это для них просто бизнес. Бизнесмену неважно, что дает ему прибыль, яблоневый сад или кладбище. Ставка в 5005 рублей изначально нерентабельна – так заложено в федеральном законе. Но если за дело берется бизнес, он начинает искать рентабельности, искать лазейки в законодательстве, придумывать обходные пути типа «вот эта услуга только для тех, у кого нет родственников» или «должно быть написано заявление на гарантированный перечень услуг, а если не написал, значит отказался», в результате чего предлагают людям коммерческие услуги не за пять тысяч рублей, а тысяч за двадцать.
Корр. Если на территории Обнинска умер иногородний, тогда как?
Мишуничев. Такое нередко случается в нашей практике. Опять же, Федеральное законодательство гарантирует, что любой гражданин РФ, независимо от его прописки и места проживания имеет право быть похоронен на любом открытом российском кладбище. Родственники умершего могут обратиться в любой город, и им ОБЯЗАНЫ предоставить бесплатный участок земли и пять ритуальных услуг, оговоренных федеральным законом. Повторяю, в это сфере никакой конкуренции быть не должно.

Беседовал Сергей Коротков
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *