Обнинск – город, в котором каждый становится умнее

Продолжается работа над стратегией развития города. 3 сентября состоялся очередной этап: представители образовательных структур города собрались для того, чтобы сформировать рабочую группу по созданию образовательного кластера.
«Образование является ключевым для наукограда», — подчеркнул директор Агентства инновационного развития (АИРКО), депутат Законодательного Собрания Калужской области, инициатор разработки стратегии развития города Анатолий Сотников. И во всех городах мира, строящих свое благополучие на инновациях, включая знаменитую Силиконовую долину, университеты представляют собой реальную силу, во многом определяющую социально-экономическое развитие территории. Но таковыми они становятся, поскольку ставят амбициозные цели в своей стратегии развития. «Если у представителей образования нет амбиций, то постепенно территория затухает, — говорит Анатолий Сотников. — И в ходе работы над стратегией развития города необходимо сформулировать амбициозные цели, так же как и в других сферах».
Первая стратегическая сессия, которая проходила в начале сентября и охватывала все сферы, была первым этапом работы над стратегией. Далее предполагалась работа по группам в соответствии с различными направлениями. К концу января, как пояснил Анатолий Сотников, предполагается снова провести общую дискуссию в рамках второй крупной стратегической сессии, чтобы обобщить результат работы групп. И, наконец, в феврале должен появиться документ под названием «Стратегия развития Обнинска». Таким образом, сегодняшний этап работы над стратегией подразумевает формирование рабочих групп. Одна из таких групп — в сфере образования – фактически уже приступила к работе, поскольку на сентябрьской стратегической сессии смогла совместными усилиями представителей образования сформулировать главную стратегическую цель, причем, очень привлекательную для всего городского сообщества, которая, по выражению Анатолия Сотникова, словно путеводная звезда, будет указывать направление движения. Эта цель – сделать город местом, где каждый становится «умнее», то есть, создать условия для поступательного развития каждого, кто оказывается на территории Обнинска.
Эту цель и ее обоснование от группы «Образование» на сентябрьской сессии представил председатель Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Ляшко. Тогда же был сделан вывод о необходимости создания в Обнинске образовательного кластера, который, в отличие от остальных трех, является базовым, системообразующим, поскольку ни один кластер не может развиваться без образования, подготовки кадров. А значит, образовательный кластер становится приоритетным в развитии Обнинска, опережая остальные. И вся городская среда, все сферы его жизни направлены на развитие человека и как профессионала, и как личности в целом. В такой образовательный процесс вовлечены и наука, и сфера культуры, и бизнес. «С одной стороны, система образования заинтересована в том, чтобы школьники, студенты вели научно-производственную, инновационную деятельность на площадках наукоемких предприятий города, — говорит Лев Ляшко. – А когда ребенок вовлечен в эту деятельность, у него появляется интерес, мотивация, увлеченность. И она настолько сильна, что он либо сразу остается в городе, поступая здесь в вуз, либо окончив какой-либо из ведущих вузов страны, а то и мира, возвращается в Обнинск. Это является очень важным фактором дальнейшего развития города. С другой стороны, надо, чтобы представители самих предприятий выступали наставниками, преподавателями, научными руководителями, консультантами. И тогда это взаимное двустороннее движение как раз и позволит сформировать ряд важнейших элементов образовательного кластера».
Группа «Образование» считает, что пополнение кадрами обнинских градообразующих предприятий может идти не только за счет обнинских ребят. И образовательный кластер как структура, привлекательная даже не только для России, но и для других стран, будет служить своего рода воронкой, затягивающей в кластер школьников и студентов из других городов и стран. Почему бы Обнинску не пойти по этому пути и заниматься образовательными технологиями даже на тех ресурсах, которые уже есть? При этом необходимо работать на опережение, то есть, создавать кластер опережающего развития. Уже сейчас нужно готовить к тем профессиям, которые ещё только будут созданы, и формировать те компетенции, которые потребуются в будущем. И здесь необходимо рассчитывать на заказ, в том числе, от инновационных предприятий, которые думают об этом.
Первый шаг для реализации этой системы – создание экспертной площадки для формирования консолидированного видения образовательного кластера всех заинтересованных субъектов. Затем в течение года необходимо сформировать консолидированный заказ на опережающую образовательную программу, включающую не только профессии будущего, но и те, которые учитывают интересы уже существующих кластеров в Обнинске и Калужской области. Для того, чтобы эта система функционировала, необходим определенный экономический базис. Им может стать консолидированный городской фонд, где аккумулируются средства федеральных целевых программ, средства, которые вкладывает бизнес, власть, институты развития.
В образовательный кластер Обнинска идеально вписывается МАН «Интеллект будущего» — всероссийская федеральная организация, которая на сегодняшний день работает со всеми регионами России. «Мы многое можем дать городу, — подчеркивает Лев Ляшко, – в различных проектах нашей программы участвует около 100 тыс. человек, что сравнимо с численностью населения нашего города. Проекты МАН могут быть той воронкой, которая даст приток в город школьников, потом студентов. Причем, наши конкурсы и конференции собирают уникальных ребят с собственными идеями. И неважно, где они учатся – в Новосибирске или Бийске. Они смогут работать в рамках сетевых партнерств, независимо от своего местонахождения».
Как раз эту идею сетевых партнерств для инновационной деятельности продвигает директор партнерства «Альянс компетенций «Парк активных молекул» Рахимджан Розиев, и образовательная сеть прекрасно в нее бы вписалась. Он же, кстати, продвигает идею создания специализированных учебно-научных центров для более эффективной подготовки кадров для инновационных производств. Более того, такая структура уже создана в партнерстве с Калужским государственным университетом. И она тоже вписывается в образовательный кластер.
Малая академия наук «Интеллект будущего» готова незамедлительно объявить конкурсы среди ребят по тем предметам, которые интересны АК «Парк активных молекул» в плане подготовки кадров, например, по биологии, химии, медицине. Так в ходе обсуждения нащупывались точки соприкосновения в будущем образовательном кластере.
Кстати, о передовых позициях обнинской системы образования говорит и исследование, проведенное московскими экспертами, приглашенными на сентябрьскую стратегическую сессию. Более того, довольно консервативное по своей сути школьное образование у нас в городе очень восприимчиво ко всему новому, а начальник управления образования города Обнинска Татьяна Волнистова – неизменный участник всех мероприятий по разработке стратегии развития города. Однако, по мнению участников рабочей встречи, школьникам не хватает вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность.
«Может сложиться интересный эффект для образовательного кластера, причем, не только на этапе школьного образования, но и вузовского, и последующего, — говорит Лев Юрьевич. – Мы можем собрать лучшие умы России». Дело в том, что на сессии Малой академии приезжают одаренные дети со всей России. И почему бы обнинским предприятиям не использовать этот ресурс – читать им лекции, проводить практикумы на предприятии, словом, заинтересовывать ребят своей деятельностью. Школьники потом уедут к себе в регион, но интерес уже возник, научная работа стартовала. И если в рамках образовательного кластера создать такие учебно-научные центры, то ребята, приезжающие на сессии МАН «Интеллект будущего», могли бы вести исследовательскую деятельность по тематике обнинских инновационных предприятий.
И это лишь один из элементов работы, которую предлагает МАН «Интеллект будущего». Можно было бы вести совместную с городом деятельность и по категории «дошколят», и в рамках послевузовского образования, а также работы с учителями. Эффективность доказана более чем 30-летней историей этой структуры, начинавшейся в нашем городе с конференций «Юность. Наука. Культура». Своего рода подтверждением этого служит история успеха одного из выпускников первых конференций «Юность. Наука. Культура», а ныне директора корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» Павла Лукши. Он, собственно, и «запустил» дискуссию об образовательном кластере в рамках разработки стратегии развития Обнинска, в которой он возглавляет команду московских экспертов, проводивших сентябрьскую сессию.
Павел Лукша родился и вырос в Обнинске, уехал учиться в Москву, затем учился и работал в разных точках мира. Последние 7 лет в числе других направлений деятельности начал заниматься системой образования. В 2010 году вместе со Львом Ляшко организовал мероприятие «Educamp» как пространство образовательных инноваторов в масштабах всей страны, которое проходит уже пятый год в рамках форума «Образование: взгляд в будущее». На одном из таких форумов был разработан форсайт-проект «Образование-2030», который стал первой в России попыткой системно проанализировать пути развития образования. Сегодня этот форсайт-проект стал основой образовательных инициатив Агентства стратегических инициатив и базой для международного проекта «Глобальное будущее образования» (GLOBAL EDUCATION FUTURES), который объединяет несколько сотен лидеров мирового образования из 60 стран.
«Мне чрезвычайно интересен Обнинск как один из наиболее сильных в стране, на мой взгляд, кандидатов на создание образовательного кластера и одновременно на создание модели «живой город», — говорит Павел Лукша. Он объяснил, что термин «живой город» обусловлен нынешним вызовом, связанным с российскими городами, которые когда-то были ориентированы на цели и задачи советской экономики. В начале 90-х они оказались не у дел в отсутствии этих целей и задач в новых рыночных реалиях. Город Обнинск был одним из немногих, кто быстро пришел в себя и начал искать новые пути развития, стал первым наукоградом, сумел запустить активности, отличающиеся от советской модели. Речь идет, в частности, об инновационных кластерах. Они, по словам Павла Лукши, позволяют сегодня нашему городу стать чем-то большим, чем элемент системы Росатома, тогда как большинство «атомных» городов не сумели выбраться из этой колеи. И образовательный кластер может стать драйвером экономики Обнинска. Как пояснил Павел Лукша, мировое сообщество пришло к выводу, что опорой городов 21 века будут именно модели образования, связанные с местной экономикой. Причем, имеется в виду образование в течение всей человеческой жизни. Пока неизвестно, как выстроить эту модель местной образовательной системы и при этом встроить ее в лучшие мировые образовательные платформы, идет множество экспериментов по всему миру.
«Мне кажется, что Обнинск может заявить о себе как пилотная площадка для подобного эксперимента внутри страны. У него есть для этого все основания», — подчеркнул Павел Лукша и предложил идти по этому пути, наметив контуры такой модели. «Считаю, что формулировка, которая родилась во время стратегической сессии о том, чтобы Обнинск стал городом, где каждый, независимо от времени пребывания в нем, становится умнее, близка к гениальной, — сказал он. — Вопрос, можно ли удержать замысел на том уровне, на котором он родился. Выстроить сквозную модель, подразумевающую обучение в течение всей жизни, включая дошкольное, школьное, вузовское образование, и далее для всех возрастов, учитывая потребности кластеров – это наш вызов».
Елена Колотилина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *