ЗАО «Циклотрон»: на новом витке развития

Немного найдется даже за рубежом ускорителей с такими большими возможностями производства радиоизотопов самого разного назначения, как в Обнинске. Сегодня все больше становятся востребованными радиоизотопы медицинского назначения. И ЗАО «Циклотрон» может предложить уникальную продукцию – радиоизотопы для медицинских целей, те, что невозможно получить никаким другим способом.
Внимание к ядерной медицине сегодня, пожалуй, можно назвать устойчивой тенденцией в атомной отрасли, которая в этом году отмечает свое 70-летие. И одним из наиболее бурно развивающихся направлений ядерной медицины является позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), использующая радиоизотопы — позитронные излучатели. В настоящее время значительное внимание уделяется очень перспективному радионуклиду галлий-68. Метод диагностики онкозаболеваний с помощью галлия-68 сегодня считается одним из лучших. Сегодня в нашей стране есть единственное предприятие, производящее генератор галлия-68 – это ЗАО «Циклотрон» в Обнинске. И в целом, говоря о том, с чем предприятие встречает 70-летие отрасли, директор ЗАО «Циклотрон» Анатолий Разбаш именно тематику германия-68-галлия-68 назвал самым большим успехом. Производство германия-68, который является материнским изотопом галлия-68 и, соответственно, генераторов галлия-68 на его основе, а также источников излучения на основе германия-68 было начато еще в 90-е годы. Причем, был осуществлен весь комплекс работ, в том числе, исследовательских. И сегодня ЗАО «Циклотрон» является одним из лидеров в поставках генератора галлия-68, в первую очередь, увы, за рубеж – российский рынок ядерной медицины все еще находится в зачаточном состоянии.
Начинались работы по галлию-68 тоже с запроса из-за рубежа – генератор галлия-68 потребовался коллегам из Швеции. «Им занимались в Институте биофизики, где уже имелись наработки в этой области, — вспоминает Анатолий Разбаш. — Мы с ними обсудили и решили, что сможем сделать». И первые генераторы были поставлены в Швецию в 1996 году. Нельзя сказать, что обнинские разработчики были новаторами — до этого генераторы галлия-68 уже производились в мире. Но из-за неудачной конструкции генератора препарат получался не очень хорошего качества и не находил широкого применения. А наш российский генератор сразу получился довольно удачным, поэтому с ним захотели потом работать и другие.
На европейской конференции по ядерной медицине в Амстердаме в 2003 году команда Анатолия Разбаша представила стендовый доклад по тематике генератора галлия-68. Через год, на очередной конференции по ядерной медицине в Хельсинки, коллеги из Германии (профессор Франк Рёш) представили уже модуль синтеза, который работал с нашим генератором, то есть сделали ещё один шаг в продвижении генератора. С тех пор пошли массовые запросы на эту продукцию ЗАО «Циклотрон». «К 2008-2009 годам более 80% всех исследований с галлием-68 были сделаны на наших генераторах», — говорит Анатолий Разбаш. Сегодня они очень популярны во всем мире, их выпускает также ряд компаний за рубежом, но команда ЗАО «Циклотрон» вместе с коллегами из Института биофизики были первыми, кто изготовил пригодный для применения генератор галлия-68.
Сейчас в планах предприятия – создание производства генераторов галлия-68 по правилам GMP, причем, за счет собственных средств. Правда, поставки планируется осуществлять, в основном, за рубеж. «К сожалению, почти все, что мы планируем разрабатывать, ориентировано на экспорт. Потому что окупить затраты российский рынок не в состоянии», — поясняет Анатолий Разбаш. Кстати, на зарубежный рынок рассчитан и еще один радиоизотоп, производство которого сейчас планируется наладить на предприятии. Это цирконий-89.
Ориентированность на зарубежный рынок, можно сказать, сыграла на руку предприятию в условиях нынешней экономической ситуации. Валютная выручка пошла на развитие ЗАО «Циклотрон» — удалось закупить новое оборудование. Сам ускоритель – основная производственная единица на предприятии, так что в его совершенствование постоянно вкладываются средства, заработанные на поставках радиоизотопной продукции. Кстати, сегодня циклотрона уже два, один — более старый, арендуемый.
Тот первый циклотрон, с которого все начиналось, предназначался в свое время братскому Китаю. Но в тот момент, когда НИИЭФА закончил изготовление установки, ситуация изменилась и было принято решение установить циклотрон в Обнинске, на площадке ФЭИ. Для реализации этого проекта приехала команда специалистов-ускорительщиков из Сухуми во главе с Николаем Николаевичем Красновым, который и стал первым директором предприятия. Позже был построен второй циклотрон. Он был изготовлен все тем же НИИЭФА по техзаданию ЗАО «Циклотрон», но многое заказчика не устроило. «Нам своими силами пришлось многое переделывать, модернизировать, опять же, за счет собственных средств», — вспоминает Анатолий Разбаш. В итоге от прежнего циклотрона осталось, в основном, «железо». Аналогичная ситуация сложилась и с первым циклотроном — после многочисленных переделок нетронутым остался практически лишь сам магнит. Модернизация обоих ускорителей продолжается и в настоящее время.
Таким образом, начавшись еще в советское время, производство радиоизотопной продукции на циклотроне получило дальнейшее бурное развитие, которое при этом требует не только постоянного технического совершенствования, но и серьезных научных изысканий. Сегодня установка, по словам Анатолия Анатольевича, может выдавать пучок очень высокой интенсивности – самой высокой в стране и одной из самых высоких в мире. Однако, чтобы использовать это преимущество циклотрона, нужны мишени, которые могут выдерживать такую мощность. Именно это уникальное свойство обеспечивает главную задачу обнинского циклотрона – развитие производства. Следует отметить, что другие ускорители не дотягивают по мощности до обнинского циклотрона, что, впрочем, от них и не требуется. Это, как поясняет Анатолий Разбаш, ускорители другого типа. Они предназначены для других задач, как, например, ускоритель в Троицке. В основном он используется для исследований в области ядерной физики, однако на нем был организован вывод пучка для производства изотопов. И сегодня здесь нарабатывают радиоизотоп стронций-82 для генераторов рубидия-82.
Если говорить об изотопах прямого медицинского назначения, нарабатываемых на обнинских циклотронах, то их всего два — галлий-67 и индий-111. Причем, нигде, кроме как на циклотроне, их не получить. Остальные изотопы ЗАО «Циклотрон», как правило, имеют двойное назначение. Например, германий-68 используется и как генератор галлия в медицине, и как источник излучения для калибровки медицинских позитронно-эмиссионных томографов. Но и те, что производятся для чисто медицинского применения, фактически являются сырьем для радиофармпрепаратов (РФП). На основе обнинских изотопов РФП изготавливаются на московском заводе «Медрадиопрепарат» и уже оттуда поставляются в клиники.
Казалось бы, неужели Обнинск с его научно-техническим потенциалом и многопрофильностью не в состоянии изготавливать РФП, тем самым замкнув производственную цепочку? «В 90-е годы подобный опыт был, — говорит Анатолий Разбаш. – ФЭИ и НИФХИ им.Карпова получили разрешение на производство хлорида галлия-67. Но потребность в этих изотопах невелика, а создавать нормальное, хорошо оснащенное производство РФП – это дорогое удовольствие. Когда оно окупится? А завод «Медрадиопрепарат» исторически занимается производством РФП на основе этих изотопов, и там все для этого приспособлено».
И еще одна проблема: ни один радиофармпрепарат с галлием-68, потребность в которых в России уже существует, до сих пор не зарегистрирован. Покупка генераторов галлия-68, производимых ЗАО «Циклотрон», идет пока для исследовательских целей. Правда, сейчас намечены клинические испытания 3-4 препаратов на основе галлия-68. И если они закончатся успешно, то вопрос с регистрацией решится. Занимаются этим Федеральный медицинский биофизический центр (Институт биофизики) совместно с Российским научным центром радиологии и хирургических технологий (бывший Центральный рентгенорадиологический институт). К настоящему времени сделан большой шаг – зарегистрирована генераторная система как изделие медицинского назначения. Система включает в себя генератор галлия-68 и модуль синтеза. Так что до конечных потребителей – клиник – осталось сделать еще один, но, пожалуй, самый важный шаг – зарегистрировать сами препараты с галлием-68, и тогда можно было бы говорить о создании полного производственного цикла.
Поздравляя своих коллег и всех жителей Обнинска с Днем работника атомной промышленности и 70-летием отрасли, Анатолий Разбаш сказал:
— В Обнинске многие причастны к атомной отрасли. Большинство, как и мы, вышли из ФЭИ. Многие предприятия также относятся к атомной отрасли или ориентированы на нее — НИФХИ им. Л.Я.Карпова, МРНЦ, завод «Сигнал». И хотелось бы пожелать, чтобы Обнинск получил дальнейшее развитие именно в этом направлении. Когда-то именно с атомной отрасли, с ФЭИ город начинался, Физико-энергетическому институту Обнинск обязан своим рождением. И сегодня, я убежден, развитие города все-таки в значительной степени связано с развитием Физико-энергетического института. Получит развитие ФЭИ – будут развиваться и другие институты в нашем городе.
Сегодня мы переживаем сложный период, особенно для бюджетных организаций, а институты, в основном, зависят от бюджетного финансирования. Но, как мы уже знаем из собственного опыта, тяжелые времена проходят. Главное, что пока еще, слава Богу, есть прекрасные специалисты и в МРНЦ, и в ФЭИ, и в других институтах города, которые хотят и могут работать. Остается пожелать, чтобы этот потенциал, которым всегда славился Обнинск, использовался более полно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *