. Обнинский Вестник » Публикации » Через игру – к знаниям
Главная » Новости, Образование

Через игру – к знаниям

27 августа 2015 Нет комментариев

Каким будет наш Обнинск через 20-30 лет? К тому времени определять развитие нашего города будут те, кто сейчас ходит в детский садик. Именно с «дошколят» надо начинать работу по вовлечению детей в исследовательскую и проектную деятельность, приобщая их к науке, развивая умение самостоятельно мыслить. Большая роль в приобщении детей к познанию и творчеству принадлежит игре. Об этом накануне 1 сентября мы беседуем с руководителем Малой академии наук «Интеллект будущего» Львом Юрьевичем Ляшко и директором магазина «Технология игр» Евгенией Львовной Кузьминой.
- По традиции, отмечая начало учебного года как День знаний, нельзя не вспомнить о том, что именно знания обеспечивают развитие, будь то человек или целое государство, - говорит Лев Юрьевич. - Недаром появился термин «экономика знаний». Она лежит в основе благополучия городов и стран, без нее невозможно процветание Обнинска как наукограда и России в целом. И в этом я согласен с директором Агентства инновационного развития Калужской области Сотниковым Анатолием Александровичем, который инициировал разработку стратегии развития города, предполагая именно инновационное развитие, при котором ключевым вопросом являются кадры. И заниматься подготовкой кадров для наукоемкого высокотехнологичного производства необходимо системно. Причем, начинать подготовку надо не с вуза, а со школьной скамьи, заинтересовывая ребят исследовательской, экспериментальной деятельностью.
У Обнинска в этом колоссальный опыт. Вспомним, как интересно была поставлена работа со школьниками в МРНЦ, курировал ее Проскуряков Сергей Яковлевич. Тогда функционировала биологическая школа при горкоме комсомола, в рамках которой ребята занимались не только теорией, но и практикой – для них были открыты двери в лаборатории экспериментального сектора МРНЦ (тогда ИМР). На высоком уровне была поставлена работа в Карповском институте – действовала химическая школа, которую возглавлял Ширяев Валерий Константинович. Таковы истоки создания научного общества учащихся Обнинска, из которого потом выросла Малая академия наук «Интеллект будущего». И этот опыт хорошо бы вернуть и продолжать развивать, что, на мой взгляд, необходимо отразить в стратегии развития города. Это действительно интересное направление, которое могло бы стать для города прорывным.
- Какие новшества Малая академия «Интеллект будущего» приготовила к новому учебному году?
- Свою деятельность мы начинали со старшеклассников, на них была ориентирована конференция «Юность. Наука. Культура». Потом подключили «среднее звено», проводя конференции «Шаги в науку». Следующим шагом стала конференция «Юный исследователь» для школьников младших классов. А теперь решили развивать дошкольное направление. Для начала мы попробовали дать «дошколятам» различные творческие задания. В результате за прошлый год к нам поступило уже более 5 тысяч работ со всей России! И с нового учебного года мы начинаем вовлекать их в исследовательскую деятельность, то есть, проводить конкурс исследовательских работ для дошкольников.
- Наверное, в таком ключе работу с дошкольниками еще никто не вел?
- Такой опыт есть. Да и в нашем городе более 20 лет назад Татьяной Ляшко и Евгенией Синицыной была создана студия «Развивающие игры», которая уже много лет учит детей мыслить, развивает творческие способности. Сейчас мы хотим объединить сторонников и вывести работу с дошкольниками на всероссийский уровень. Кстати говоря, и в ряде детских садов Обнинска выполняются проектно-исследовательские работы, так что наш наукоград здесь сохраняет передовые позиции. Причем, у детей старшего дошкольного возраста встречаются очень интересные работы.
- Исследования, как и у школьников, ведутся по предметам?
- Конечно, нет четкого разделения по предметам, но, например, исследование «поведения» лука в различных условиях можно считать биологическим направлением. Или, например, выращивание кристаллов можно отнести к химии. Но главное, дети дошкольного возраста уже как взрослые учатся наблюдать, выдвигать гипотезы, фиксировать результаты, защищать свои исследовательские работы.
Из новшеств, подготовленных к началу учебного года, можно назвать и ряд новых проектов, связанных с дистанционным обучением. В целом мы увеличили количество дистанционных курсов, вебинаров, предоставляя возможность обучаться педагогам и школьникам из разных регионов России.
Для того, чтобы увлечь как можно больше ребят познавательной деятельностью, создали платформу «IQ-чемпион», чтобы ребята, не выходя из дома, могли выполнять различные интеллектуально-творческие задания. И это не тесты на коэффициент интеллекта, а задания по предметам – физике, химии, биологии, русскому языку, математике.
- То есть все пронизано у вас информационно-коммуникационными технологиями…
- Мы даже некоторые конкурсы так и назвали «Smart-planet» - «Умная планета». Кроме того, в последние годы мы активно развиваем направление, связанное с созданием развивающей среды. Она особенно нужна тогда, когда ребенок еще ничем серьезно не увлечен, пока не проявляет особых склонностей к какому-либо предмету или творческому занятию. И самый эффективный способ вызвать интерес – увлечь игрой. Причем, игрой развивающей. Поскольку спрос на развивающие игры оказался огромным, мы даже открыли специализированный магазин настольных игр. Он расположен на проспекте Маркса, 8, называется «Технологии игр» или сокращенно «ТИГР».
- Как возникла идея развивать в рамках МАН «Интеллект будущего» игровое направление?
- Впервые мы попробовали метод развивающих игр во время наших олимпиад и конференций, куда приезжают дети со всей России, - рассказывает программный директор МАН (по совместительству директор магазина «ТИГР») Евгения Львовна Кузьмина. - В перерывах ребят надо было чем-то развлечь после напряженной интеллектуальной работы. Понятно, что не любые развлечения и не всякого формата подходят к условиям наших мероприятий. Мы попробовали игры. Увидели, что ребятам понравилось, мы получили множество восторженных отзывов и решили использовать дальше эту практику. И сегодня собираем все самое лучшее, что создано в мире в области развивающих игр, а также создаем свои авторские игры. Таким образом, обеспечивается ассортимент игр в нашем магазине на проспекте Маркса.
- Но вас знают по всей стране. Неужели для покупки игры придется специально ехать в Обнинск?
- У МАН «Интеллект будущего» есть проект «Эрудиты России», в рамках которого можно заказать по почте любую игру или конкурс для класса или для всей школы. Мы высылаем методическую разработку игры, и учителя могут сами провести ее в своей школе.
А ещё есть отдельное направление – настольные игры.
- Под настольными играми подразумеваются игры типа «Монополии»?
- Мы постоянно сталкиваемся с тем, что под настольными играми люди понимают лишь пять из них - шахматы, шашки, лото, домино и карты. Ну и еще «Монополия», в которую начали играть в «новой» России. А если речь идет о детях, то, соответственно, существуют стандартные детские настольные игры. Но то, что этим набором все и ограничивается – большое заблуждение! Хорошо, что россияне знают «Монополию». Однако этой игре уже 80 лет. Представляете, как давно уже во всём мире увлечены настольными играми, насколько развита игровая культура. За рубежом давно поняли, что настольные игры - не просто развлечение. Это приятный и в то же время полезный для развития способ проведения досуга, который к тому же помогает общению, объединяет людей разных поколений. Так что на Западе в порядке вещей прийти в кафе с друзьями, с семьей и поиграть в настольные игры. И мы сейчас пробуем внедрить это направление в России. Поэтому тем, кто приходит в наш магазин, мы не просто показываем эти игры, мы еще вместе играем, стараемся участвовать с нашими играми в различных общегородских праздниках, чтобы приобщить к ним как можно больше людей. И, надо сказать, отзывы всегда восторженные.
- Всегда ли нужна компания или можно играть в одиночку?
- Есть большой ассортимент игр для одного человека, начиная с того же кубика Рубика и продолжая любыми головоломками. Есть у нас игры и для дошкольников, которые помогают подготовить ребенка к школе. Ряд учреждений города уже пользуется ими, поскольку это действительно развивающие игры. Причем, играть – и одновременно развиваться! - может и один ребенок, и несколько, вплоть до 12 участников.
- Тогда это хороший способ развлечь маленьких гостей своего ребенка…..
- Да, можно занять гостей на домашних праздниках, как детских, так и взрослых, в том числе, молодежных. Есть даже готовые игры, например, «День вождей», благодаря которому родителям не надо ломать голову, чем занять детей – они с удовольствием включаются в игру. Есть множество развивающих игр и для взрослых - логических, развлекательных, игр на общение. На мой взгляд, каждой семье хорошо было бы иметь 4-5 настольных игр абсолютно разных тематик. Например, игры для детей, которые развивают внимание и реакцию. Это «Дикие джунгли», «Медвед», «Халли-галли», «Барабашка» и др. Игры на воображение, на ассоциации, что тоже очень важно развивать как детям, так и взрослым, такие как «Диксит», «Жили-были». Игры-викторины помогают расширить кругозор. Это может быть игра «Россия», «Эрудит», «Чудеса света», «Все о спорте» или игра «Таймлайн: изобретения, наука и открытия» и т.д. Есть игры на развитие речи, умение формулировать свои мысли, например «Активити», «Алиас» аналоги нашей игры «Пойми меня». Недавно вышла серия игр «Банда умников» математика из Санкт-Петербурга, который долго ломал голову над тем, как увлечь детей таким серьёзным предметом, как математика. В итоге получились увлекательные игры, где все наглядно и просто для детей любого уровня знаний. С ее помощью можно закрепить знание таблицы умножения, развить навыки устного счета и т.д.
- Игры помогают вовлечь детей в науку?
- Есть серия игр из области физики, химии, где предусмотрены научные опыты. Дети создают свои кристаллы, клетки, космические станции, делают центрифуги и т.д. Таким образом, с дошкольных лет идет привлечение ребят к занятиям наукой, к развитию через игру. И тут есть два пути. С одной стороны, ребенок, которому интересны, допустим, физика или химия, начинает с соответствующей игры, а затем переходит к олимпиадам, конкурсам исследовательских работ, научным работам. Мы подбираем игру под увлечения ребенка, под то, что у него хорошо получается. С другой стороны, через игру можно развивать то, что у ребенка, наоборот, не получается. Посредством игры можно выявить интересы ребенка, усилить то, к чему он склонен и вызвать интерес к новым видам деятельности.
- Тогда в школе надо ввести игры…
- Это один из мировых трендов: за игрой будущее образования, и ряд стран сегодня переходит на игровые формы обучения. Кстати говоря, взрослые тоже повышают свою квалификацию посредством игр. Много игр в сфере экономического, бизнес-образования. Например, широко известна игра «Денежный поток» или ее аналог «LibertEx».
- Но многие и так уже пребывают постоянно в виртуальном мире…
- Как раз наша цель – вырвать людей из виртуального пространства, обеспечить им полноценное общение. Особенно это касается детей, потому что у «компьютерного» ребенка не происходит социализации. Помните известный анекдот? Ребенок, привыкший весь день сидеть за компьютером, делится впечатлениями: «В доме отключили интернет, пообщался со своей семьей, оказались такие приятные люди». Так вот мы призываем: общайтесь с семьей, с друзьями, с детьми, проводите совместный досуг. Наши игры в этом помогут. Так что ко дню знаний, наверное, они могут стать хорошим подарком.
Беседовала Елена Колотилина