Наталья Айрапетова: «К нам приходят умные, талантливые ребята».

Пришла пора вступительных экзаменов. Но кто-то до последнего не может определиться с выбором профессии, учебного заведения. Каковы же критерии, по которым следует выбирать вуз? «Надо посмотреть результаты мониторинга деятельности вуза», — говорит Наталья Айрапетова, директор ИАТЭ НИЯУ МИФИ – единственного учебного заведения Калужской области, выполнившего все семь показателей эффективности вуза. В прошлом году у ИАТЭ НИЯУ МИФИ был тот же результат. Но теперь, когда в оценке эффективности вузов участвует Пенсионный фонд, итоги мониторинга действительно о многом говорят абитуриенту и могут сыграть решающую роль при выборе вуза.
— Недавно Министерство образования и науки Российский Федерации представило оценку деятельности вузов за 2014 год, — говорит Наталья Германовна. — Оценка работы вузов осуществлялась по семи показателям. Анализировались образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность вузов, заработная плата профессорско-преподавательского состава и т.д. В этом году появился новый показатель, который называется «Эффективность региональной образовательной деятельности». И он в корне изменил сам подход к оценке эффективности деятельности вуза, поскольку с помощью данных, предоставляемых не вузом, как в предыдущие годы, а Пенсионным фондом, дает реальную объективную картину трудоустройства выпускников и их среднюю заработную плату.
Механизм такой: мы сообщаем данные о трудоустройстве наших выпускников, а Пенсионный фонд РФ эту информацию проверяет: ведь по отчислениям взносов в Пенсионный фонд можно судить и о самом факте трудоустройства конкретного выпускника, и о размере его заработной платы. И в этом году мы впервые такую информацию получили. Она опубликована, и можно посмотреть, на что, собственно, абитуриент может рассчитывать после окончания вуза. Одновременно по уровню заработной платы можно сориентироваться, какие специальности наиболее востребованы на рынке труда. Словом, такой алгоритм очень информативен: если выпускники после окончания вуза востребованы, хорошо трудоустроены, не ушли в «серый» сектор экономики и работодатели платят за них взносы в ПФР, то такой вуз действительно стоит выбрать.
— Как обстоит дело с остальными показателями, по которым оценивалась деятельность вуза?
— Такой критерий как образовательная деятельность показывает, что мы имеем «на входе», то есть, какого уровня абитуриенты к нам приходят. Средний балл ЕГЭ наших абитуриентов – 68,85, тогда как пороговое значение – 60. Прирост относительно прошлого года составил 2,4%. И действительно, как многие отмечают, уровень наших абитуриентов и первокурсников значительно повысился в последние годы. К нам приходят умные, талантливые ребята. А значит, есть большая вероятность, что и «на выходе» будут хорошие специалисты.
Следующий показатель – научно-исследовательская деятельность. Уже из самого названия «Национальный исследовательский ядерный университет» следует, что исследовательская деятельность в числе приоритетов. Ее показатель значительно превысил пороговые значения и демонстрирует положительную динамику, а это означает, что мы востребованы как научно-исследовательская организация.
Мы в два раза превышаем пороговые значения по такому показателю как международная деятельность. Это и неудивительно, поскольку у нас достаточно большое количество иностранных студентов. И представители иностранных посольств, и ответственные лица Госкорпорации Росатом, и сами студенты отмечают, что обучение в Обнинске для ребят является очень привлекательным и в плане комфортности пребывания, и в части получения необходимых знаний.
Следующий показатель – финансово-экономическая деятельность. Финансирование со стороны Министерства образования и науки позволяет нам поддерживать на должном уровне инфраструктуру университета, обеспечивать материально-техническую часть образовательного процесса, пополнять библиотечные фонды. Ежегодно десятки миллионов рублей вкладываем в закупку лабораторного оборудования. И здесь хотелось бы отметить особую роль Калужской области, успешно реализующей кластерную модель экономического развития. Сейчас в стадии разработки очень крупный проект по созданию учебных «чистых» помещений под интересы развития персонала Калужского фармацевтического кластера. Огромное спасибо Анатолию Дмитриевичу Артамонову, который поддерживает эту идею. Деньги уже выделены, и мы переходим в стадию оформления контрактов. «Чистая комната» создается на базе кафедры фармацевтической и радиофармацевтической промышленности, в новом корпусе, в ней будет воспроизведена полная технологическая цепочка по производству фармпрепаратов. Уже есть договоренности, что у нас будут проходить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалисты с фармпредприятий, поскольку они испытывают в этом огромную потребность.
По такому показателю как заработная плата ППС мы вышли на 134% по отношению к среднерегиональной зарплате, тогда как пороговый показатель – 125. Мы рассматриваем это не только как выполнение майских указов президента, но и как существенный элемент политики привлечения высококвалифицированных преподавателей в наши ряды. О высоком уровне наших преподавателей говорит такой показатель как доля остепененных преподавателей на 100 студентов. Этот показатель вырос на 10%, то есть, наши преподаватели защищают и кандидатские, и докторские диссертации, приходят новые, уже со степенью. И в целом отбор для работы в университете у нас достаточно жесткий, абы кого не берем.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что привлекательность вуза для абитуриентов возросла: мы не только выполнили все 7 показателей, но еще и продемонстрировали положительную динамику, за исключением одного показателя, который называется «приведенный контингент». Но здесь сказались обстоятельства, не имеющие отношения к эффективности. Дело в том, что и у нас, и по всей стране состоялся первый выпуск бакалавров. И у нас впервые за всю историю совпали две волны выпуска – и бакалавриата и специалитета. Около 700 человек ИАТЭ выпускает одновременно!
— Наталья Германовна, Вы сами когда-то заканчивали ИАТЭ. Попробуем взглянуть на него с позиций нынешних абитуриентов. Если бы сегодня Вам пришлось поступать в вуз, Вы, наверное, снова выбрали бы ИАТЭ. Почему?
— Я бы предпочла ИАТЭ по нескольким причинам. Прежде всего, ИАТЭ является институтом с богатой историей, традициями и сложившейся собственной культурой. Несмотря на то, что институт переживал сложные периоды, здесь удалось сохранить инженерную школу, что я считаю большой редкостью по нынешним временам и огромным достижением всех предыдущих администраций ИАТЭ. Удалось сохранить уникальный преподавательский коллектив, который по-прежнему дает классические знания. В то же время, имея богатое прошлое, институт все эти годы динамично развивался и к сегодняшнему дню представляет собой серьезный диверсифицированный университет. 5 факультетов, 60 разных направлений позволяют сегодня избрать любому человеку абсолютно уникальную траекторию образования. Многоступенчатая система образования дает возможность начать, например, с физики, а закончить математикой, или начать с прикладной математики и выйти в итоге на корпоративные информационные системы, получив магистерское образование в сфере информационных технологий. Такая многопрофильность отвечает реалиям сегодняшнего дня: ценится тот специалист, кто имеет знания на стыках наук. И если бы ИАТЭ был моновузом, как когда-то, и работал бы только в интересах атомной энергетики, наверное, он был бы обречен оставаться маленьким отраслевым институтиком. А мы сегодня занимаем заметное место во многих отраслях народного хозяйства. По сути ИАТЭ однозначно отвечает вызовам кластерной экономики Калужской области.
— А как же с подготовкой кадров для Росатома?
— Один из распространенных мифов, что ИАТЭ работает в интересах Госкорпорации. Росатом для нас крупный, но не единственный работодатель. Более половины наших выпускников трудоустраиваются на предприятиях Калужской области. В то же время мы являемся одним из ключевых участников ассоциации опорных вузов Росатома, который всегда рассматривал ИАТЭ как одного из основных поставщиков кадров, особенно оперативного персонала АЭС. И это направление устойчиво и стабильно. А подготовка персонала для зарубежных АЭС в рамках межправительственных соглашений, которая началась 4 года назад, дала импульс развитию целого направления в ИАТЭ – международного. Фактически мы впервые в стране пошли по непроторенному пути, обучая иностранных студентов ядерным технологиям, поскольку тема эта всегда была закрытой для иностранцев. И если в РУДН, МЭИ учили по открытым специальностям, то мы фактически вошли в область неизведанного. И теперь вместе со студентами, со странами-партнерами проходим этот путь и нарабатываем положительную практику. А поскольку у Росатома есть второй фокус развития – неядерные приложения атомных технологий, то мы находимся и в этом тренде, обучая иностранных студентов на медицинском факультете, на факультете естественных наук, тем более, если учесть наши сильные позиции в области ядерной медицины. И желающих получить такое образование становится все больше.
— Остро не хватает специалистов среднего звена. В то же время в структуре ИАТЭ имеется учреждение среднего профессионального образования – техникум…
— За последнее время сильно изменились представления о том, что такое среднее профессиональное образование. Если на излете советских времен в техникуме или училище ребята осваивали действительно рабочие специальности, то на сегодняшний день, когда автоматизация и высокотехнологичные отрасли предполагают, что человек должен обладать достаточно широким спектром компетенций, того образования в понимании советского училища уже не хватает. Поэтому то, что техникум влился в состав ИАТЭ, позволило достичь определенного синергетического эффекта. Мы, по сути, пытаемся поднять СПО на более высокий уровень, что на практике можно наблюдать во многих компаниях. Почему зачастую в высокотехнологичных отраслях на конвейере стоят люди с высшим образованием? И кто это должен быть — инженер или хорошо подготовленный техник? Вопрос неоднозначный. Мы сейчас движемся в сторону прикладного бакалавриата. «На выходе» получается такой лайт-инженер, для которого действительно достаточно среднетехнического образования. Но поскольку система была достаточно консервативной и создавалась многие десятилетия, этот процесс идет, но идет достаточно медленно. И мы за последние годы наблюдаем заметный тренд: к нам в техникум стали поступать ребята после 11 класса. Их родители вполне прагматично рассуждают: после трехлетнего обучения студент получает среднетехническое образование и готов выйти на рынок труда. А если он чувствует в себе потенциал для дальнейшего роста, он переходит на следующую ступень — специалитета или бакалавриата, и уже по сокращенной программе он может достичь через какое-то время высшего образования. То есть, каждый выбирает вариант «под себя»: кому-то достаточно остаться со среднетехническим образованием, кто-то ощущает потребность в следующей ступени – бакалавриате, кто-то после этого хочет еще и наукой заниматься и осваивает следующую ступень – магистратуру. И, наконец, верхней ступенью образования служит аспирантура. Так вот все эти образовательные уровни можно пройти в стенах одного учреждения – ИАТЭ НИЯУ МИФИ.

Беседовала Елена Колотилина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *