Превратить Обнинск в город-университет

Такое предложение звучало, пожалуй, чаще других во время стратегической сессии по определению приоритетов развития наукограда Обнинска для последующей разработки стратегии развития города в рамках концепции территории инновационного развития. Но, как говорилось здесь же, на сессии, «у всех в голове свой наукоград». Точно так же выяснилось, что у всех в голове и свой университет. И все же, именно город-университет может стать основой дальнейшего развития города, убежден директор Альянса компетенций «Парк активных молекул» Рахимджан Розиев. Но не тот университет, под которым мы традиционно понимаем вуз, а так называемый университет нового типа, объединяющий научно-технологические бизнес-центры, сформированные по компетенциям и производящие самый ценный «товар» — технологии.
Участие Рахимджана Розиева в сессии по разработке стратегии развития Обнинска во многом проходило под впечатлением закончившегося накануне пятидневного форсайта «Национальная технологическая инициатива», где обсуждались пути достижения Россией глобального технологического лидерства в рамках задачи, поставленной президентом России В.В.Путиным. Итоговые результаты должны быть представлены ему на рассмотрение в июле 2015 года. И сейчас все конструктивные силы общества сосредоточены на разработке научно-технологической инициативы. Это и предприниматели-инновационщики, и ученые-авторы интересных масштабных идей, и руководители успешных проектов, чей опыт может быть полезен на уровне всей страны, и представители ведущих университетов, исследовательских центров и пр.
Участвуя в стратегическом форуме столь крупного масштаба, Рахимджан Ахметджанович, тем не менее, был не единственным обнинцем. Традиционно в этих мероприятиях участвует, причем, в качестве одного из разработчиков форсайт-программ, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша, выходец из Обнинска. Кстати говоря, они же, двое обнинцев, фактически представляли всю Калужскую область. Всего же в форсайте участвовало около 600 человек, отобранных по представленным ими проектам. Рахимджан Розиев представлял проект «Альянс компетенций «Парк активных молекул».
При отборе руководствовались тем, что проект должен иметь стратегическое значение и может послужить основой для создания той самой национальной стратегической инициативы, ради которой и проводился форсайт. «Нашей задачей было определить, какие новые рынки появятся к 2035 году, на каких из них Россия может быть достойно представлена, какие сегодняшние идеи могли бы стать основой тех рынков и что для этого нужно сделать с точки зрения законодательства, развития технологий и других вещей», — комментирует Рахимджан Розиев. Во время форсайта он работал в группе HealthNet (персональная медицина), одной из девяти групп, каждая из которых посвящена какому-либо направлению технологического развития. Среди них, например, были AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя); AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов); FoodNet (системы персонального производства и доставки еды и воды).
Сами названия групп говорят о том, какая роль отводится сетевым технологиям во всех отраслях. То же самое касается и сферы здоровья: становясь все более персонифицированной, она будет базироваться на сетевых технологиях, позволяющих врачам иметь дело с индивидуальными показателями здоровья пациентов в сети и выдавать персональные рекомендации, индивидуально подбирать курс приема препаратов и т.д. Любой желающий сможет на дому сделать простейшую диагностику по капле крови или мочи, используя соответствующие приборы, и ввести данные в сеть. И в Обнинске под руководством Рахимджана Розиева уже начали разрабатывать средства для такой индивидуальной диагностики по капле крови, которую любой может провести у себя дома, в дороге или на даче. Например, созданы тест-полоски «Кард-инфо», позволяющие на ранних стадиях определять инфаркт миокарда, на очереди – подобные тест-системы для ранней диагностики ишемического инсульта. «Медицина будет направлена в первую очередь на предупреждение болезней, — говорит Рахимджан Ахметджанович, рассказывая о медицине будущего. Все больше будет появляться различных персональных девайсов, фиксирующих работу органов и функциональное состояние организма в целом. В соответствии с этими данными будут индивидуально подбираться и программы профилактики, лечения или реабилитации, а также, например, продукты функционального питания или лекарственные препараты. Вся информация о состоянии здоровья человека будет записана на чип, с помощью которого, подобно банковской карте, человек сможет пользоваться при необходимости, например, в автоматизированных киосках-аптеках для получения лекарств и т.д. Словом, все будет работать на человека и для человека».
Именно таков основной тренд мирового развития – исходя из приоритета сетевых технологий, все концентрируется вокруг человека как конечного потребителя. И рынок технологий здоровья среди всех других будет играть главенствующую роль, поскольку как никакой другой связан с человеком, с качеством его жизни. Какое же место на этом рынке должен занять Обнинск? Какие дивиденды он сможет получать от того, что является наукоградом, идеологическим центром Калужского кластера медицины, фармацевтики и биотехнологий?
«Обнинск как наукоград не может быть большой производственной площадкой для размещения фармкомпаний, тем более что это требует определенных условий – выделение санитарных зон и пр., — говорит Рахимджан Розиев. — Он со своей ограниченной территорией, научным потенциалом, исследовательскими возможностями может занять в рамках фармкластера значительное место как центр инноваций, производящий не идеи, а конечную инновационную продукцию в области фармацевтики – новые технологии, что в итоге и стало бы приносить городу доход».
Город обладает определенными компетенциями, чтобы превращать идеи в конечные продукты – технологии. Они должны реализоваться на определенных площадках – якорных центрах компетенций. И Альянс компетенций «Парк активных молекул» как раз является той площадкой, где собраны компетенции и реализуются идеи в сфере фармацевтики и биотехнологий. Недаром проект «Альянс компетенций «ПАМ» прошел предварительный отбор, чтобы быть представленным во время форсайта. Эксперты посчитали, что он отвечает критериям системного подхода к созданию новых технологий и вовлечению носителей необходимых компетенций в этот процесс. Проект вызвал большую заинтересованность как модель инновационно-технологического развития в виде так называемого научно-технологического бизнес-центра.
Это понятие постепенно входит в обиход вместе с самой идеей создания по всей стране сети научно-технологических бизнес-центров. В частности, этот термин активно употреблялся во время форсайта. Суть в том, что научно-технологический бизнес-центр призван фактически взять на себя функцию, которую раньше выполняли отраслевые НИИ. Если академические НИИ занимались получением фундаментальных знаний, то отраслевые как раз были ориентированы на их практическое применение, на разработку новых технологий. Именно они осуществляли масштабирование технологии получения субстанции, разрабатывали регламент, проводили все исследования и получали разрешительную документацию Минздрава на лекарства. А само производство размещалось на других площадках. Так вот Альянс компетенций «Парк активных молекул» как раз и взял на себя функцию отраслевого НИИ: здесь работают химики-технологи, которые могут масштабировать разработку, химики-аналитики, которые способны подготовить фармстатью. В рамках Альянса компетенций возможно проведение биологических испытаний на животных, организация клинических испытаний и так далее. Создана открытая система, где исследовательский центр Альянса компетенций предполагает привлечение компетенций носителей идей, где бы они ни находились – в Санкт-Петербурге, Москве или Томске.
С другой стороны, ПАМ сотрудничает с крупными фармацевтическими заводами вне зависимости от того, где они расположены — в Калужской области или далеко за ее пределами. И конечный продукт ПАМ – это технологии, доход от продажи которых гораздо более значимый, чем от организации самого производства. «Это ключевая составляющая нашей деятельности, — говорит Рахимджан Розиев. – И, сотрудничая с целым рядом компаний Биг-фармы, в первую очередь, зарубежных, мы ориентируемся на то, что наши разработки будут востребованы на мировом глобальном рынке, и доход свой мы будем получать как процент от реализации наших разработок, запатентованных или закрытых «ноу-хау», что позволяет нам превращать их в защищенный и дорогостоящий продукт. При этом мы планируем оставлять за собой права на то, чтобы наши российские компании или работающие в России зарубежные компании имели возможность производить эти лекарства и не только получать с этого доход, но и держать приемлемые для наших граждан цены».
Но для превращения ПАМ в полноценный научно-технологический бизнес-центр необходимо задействовать в качестве носителей компетенций инновационные инфраструктурные объекты, в первую очередь, инновационную инфраструктуру уже существующих исследовательских центров. На территории Обнинска действует ряд институтов, располагающих необходимыми компетенциями. Но при этом их инфраструктура стремительно стареет, не хватает кадров, а самим НИИ поднять эти центры не под силу. Интеграция в сеть компетенций поможет вдохнуть в них жизнь: и пустующие площади будут задействованы, причем, задействованы самым эффективным способом, и ученые помимо зарплат станут получать дополнительные деньги, выполняя заказы в рамках Альянса компетенций. А доход от такого эффективного использования потенциала НИИ пойдет на нужды самого НИИ, начиная с поддержки фундаментальных исследований и заканчивая текущим ремонтом. В частности, на территории экспериментального сектора МРНЦ им.А.Ф.Цыба есть хорошая возможность разместить малые предприятия, выполняющие инфраструктурные проекты, вложить деньги в виварий и использовать его как инфраструктурный объект для проведения доклинических испытаний, создать другие инфраструктурные объекты на этой территории и в итоге получить полноценный центр компетенций. Тем более, что ПАМ территориально расположен здесь же.
«Мы на сегодняшний день осуществили только малую часть этого проекта, — говорит Рахимджан Розиев. — И мы прекрасно понимаем: для того, чтобы создать нормальный центр компетенций, предстоит еще много работы, в первую очередь, по «доращиванию» инновационной инфраструктуры. Например, мы хотим рядом построить центр контрактного производства инновационных фармсубстанций». Но на сегодняшний день существует множество законодательных препятствий, в частности, касающихся использования федеральных земель НИИ. И, решив законодательные вопросы на примере ПАМ, как в свое время это было сделано в отношении Сколково, можно будет идти дальше, а именно – создавать научно-технологические бизнес-центры по всей стране. «Мы предлагаем использовать ПАМ как пилотный вариант размещения такого центра компетенций. Тем более, наш президент все активнее призывает создавать такие центры компетенций для развития перспективных технологий, — подчеркивает Рахимджан Розиев. — У нас сегодня должно быть не одно Сколково, у нас должны быть десятки таких центров компетенций в разных отраслях».
Для этого надо лишь дать зеленый свет возможности использования существующей инновационной инфраструктуры НИИ, что не требует каких-то дополнительных денег, нужна лишь правильная организация этой работы. И не один Альянс компетенций ПАМ, а Обнинск в целом может стать первопроходцем в создании научно-технологических бизнес-центров в самых разных отраслях с учетом того, что в первом наукограде действует около полутора десятков различных НИИ со своей инновационной инфраструктурой. Задействовав инфраструктурные возможности НИИ и создав такие бизнес-центры, Обнинск сможет производить самый ценный на сегодня «товар» — технологии, что в итоге обеспечит технологическое лидерство нашей страны. В выполнении столь важной миссии государственного уровня Рахимджан Розиев видит предназначение Обнинска как наукограда.
Обнинску предстоит выработать стратегию своего развития, как предписывает новая редакция закона о наукоградах. Предлагая стратегический путь развития города как университета, Рахимджан Розиев имеет в виду так называемый университет нового типа. Мы привыкли слово «университет» связывать с высшим профессиональным образованием. Однако сегодня понятие «университет» значительно шире: в нем ведется исследовательская деятельность, действуют научные лаборатории, что позволяет говорить об университетах, которые не только дают знания, но и сами их производят. А университет нового типа производит не только знания, но и новый продукт — технологии на основе этих знаний, поэтому его еще называют университетом технологий. Так вот Обнинск, где в портфеле каждого из НИИ есть новые интересные технологии, мог бы объединить их всех в единую площадку с целью их дальнейшего развития и продвижения на рынок в рамках университета технологий или университета нового типа.
Безусловно, речь идет не о территориальном объединении, а об объединении компетенций действующих на базе инновационной инфраструктуры НИИ научно-технологических бизнес-центров для выполнения тех или иных проектов, которые зачастую находятся на стыке наук. Например, реализация проекта «Центр ядерной медицины» требует сотрудничества таких обнинских научных центров как Физико-энергетический институт в части создания новых радиоизотопов, Филиала НИФХИ им.Карпова, где сосредоточены компетенции в области радиохимии, а также МРНЦ как центра испытаний и потребления радиофармацевтической продукции. «В одиночку научным центрам сложно биться за ресурсы, — говорит Рахимджан Розиев, — а совместными усилиями, в рамках единой привлекательной для инвесторов площадки шансы получить их многократно выше». Таким образом, объединение научно-технологических бизнес-центров в университет нового типа фактически превратит Обнинск в город-университет, что и станет основой дальнейшего развития города и одновременно послужит образцом для тиражирования этой модели технологического развития по всей стране.

Елена Колотилина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *