С чего начинается Родина

Помнится фотография военных лет, обошедшая многие издания: двое детишек – один постарше, закрывшись ладонью-козырьком от солнца, смотрит на небо, полное вражеских самолетов, другой, помладше, пытается какой-то курточкой укрыться от бомб. И день защиты детей неизменно ассоциируется с этой фотографией. Одержав Великую Победу, наши воины защитили следующие поколения от ужасов войны, отвоевали само право на жизнь. И сегодня юное поколение, чьи прадеды когда-то отстояли родную землю, с благодарностью воздает должное их подвигу, в том числе, и реальными делами. Такая возможность им предоставляется, например, в рамках деятельности Малой Академии наук «Интеллект будущего» под руководством Льва Юрьевича Ляшко, с которым мы беседуем на эту тему накануне Дня защиты детей.
«Во второй мировой войне на земле погибло тринадцать миллионов детей… И, чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети. Так будем помнить подвиги живых и чтить память погибших», – пишет пятиклассница из Самары, приславшая свою творческую работу на конкурс, организованный МАН «Интеллект будущего» к 70-летию Великой победы. Конкурс «Цена победы» дал возможность ребятам выразить свое отношение к Великой Отечественной войне через творчество, что называется, пропустить через себя те трагические события. Работы присылались и в прозе, и в стихах.
Конечно, одним лишь творческим конкурсом не ограничилось – через все мероприятия Малой академии наук в этом году красной нитью проходила эта знаменательная дата – 70-летие победы в Великой Отечественной войне. В традиционных конференциях «Юность. Наука. Культура», «Научный потенциал-XXI», «Шаги в науку» секция «Военная история» была посвящена этой дате. Например, на прошлой неделе закончилась вторая сессия конференции учащихся «Шаги в науку», в которой традиционно участвовал один из основателей секции «Военная история», эксперт, главный специалист Российского государственного военного архива Игорь Михайлович Нагаев.
«Военные дороги моего прадеда», «Военно-ветеринарная служба в годы Великой Отечественной войны», «Мой прадед – герой», «Женщины войны», «Неизвестные герои большой войны», «Лекарства войны» — вот лишь некоторые темы работ, представленных учащимися. Они показывают, сколь необычен порой подход к теме Великой Отечественной, о которой, казалось бы, уже столько сказано и написано. А ребятам удается найти что-то новое, рассмотреть с неожиданного ракурса те далекие события. Причем, по словам Льва Юрьевича Ляшко, ценились те работы, где ребята не просто готовили реферат на тему войны, а изучали архивные материалы, обнаруживали неизвестные факты Великой Отечественной и на их основе проводили целое историческое исследование, включая опрос очевидцев или их родственников.
Именно практическая отдача в работах ребят всегда высоко ценилась. Какая практическая польза может быть от исследований учащихся? Например, они помогают воссоздать неизвестные страницы истории войны, восстановить утраченные имена героев и даже служат основой для создания школьных музеев или новых экспозиций в уже действующих музеях, для организации тематических выставок, проведения акций, классных часов, посвященных Великой Отечественной. Все это так называемые проектные работы, которые «вырастают» из исследовательских изысканий. Во время защиты этих проектов ребята демонстрируют способность не только самостоятельно мыслить, вести исследования, но и осуществлять реальные дела, направленные на увековечение памяти событий Великой Отечественной. В этой связи нельзя не упомянуть о практической работе, проделанной учащимися из Белоусова. В рамках конференции «Юность. Наука. Культура» они представили конкретный продукт — виртуальную экскурсию по местам боевой славы «Отечественная война 1941-1945 гг. в Калужской области».
Вообще говоря, теме Великой Отечественной войны Малая академия наук всегда уделяла серьезное внимание. Она, по словам Льва Юрьевича, присутствовала на многих секциях, для всех возрастов учащихся. В этом году в связи с 70-летием на этой теме был сделан особый акцент. Работа велась в нескольких направлениях. Первое из них – проведение заочных тематических викторин и олимпиад. Второе – литературно-творческий конкурс «Цена Победы», в котором приняли участие школьники всех возрастов, даже малыши-третьеклассники. Третье направление – исследовательская работа, где рассматривались разные аспекты Великой Отечественной, иногда очень необычные. «Работы выполнялись детьми от души, поэтому на глазах экспертов порой наворачивались слезы, — говорит Лев Юрьевич. — В исследованиях ребят удивительное сочетание науки с эмоциями, собственным неравнодушным отношением к этим событиям». Причем, тематика Великой Отечественной коснулась многих секций, в том числе естественнонаучных, а не только собственно секции истории. Среди естественнонаучных работ были такие, например, как «Техника времен Великой Отечественной». И главное, эта тематика вызвала не просто интерес, но и сочувствие, боль за судьбы людей военного поколения, за нашу страну, так много пережившую, и гордость за наш народ, отстоявший Родину, хотя и огромной ценой — недаром конкурс назван «Цена Победы».
Работа в рамках этой тематики научила школьников еще больше любить и ценить свою родную страну. И вряд ли этих ребят потянет «делать» науку за рубежом, где, безусловно, ценятся российские «мозги». Тем более, что перед их глазами постоянные примеры служения отечественной науке: Малая академия наук «Интеллект будущего» регулярно приглашает ведущих ученых России читать ребятам лекции по разным отраслям науки и техники. Например, часто приезжает из Москвы с лекциями зав. кафедрой органической химии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Николай Серафимович Зефиров – изобретатель лекарственных препаратов, аналогов которым нет в мире. «Своим примером он показывает, во-первых, что российская наука действительно имеет достижения мирового уровня, и, во-вторых, что можно и здесь, в России, успешно заниматься наукой, принося пользу Отечеству, — говорит Лев Юрьевич. — За счет этого у ребят формируется патриотическое отношение к отечественной науке, что побуждает их заниматься исследованиями, стремиться поступать в вузы и оставаться в России. И мы стараемся на всех этапах формировать и поддерживать патриотизм молодого поколения».
В мероприятиях МАН «Интеллект будущего» постоянно участвуют не только всемирно известные ученые, но и знаменитые деятели культуры, также служащие примером любви и преданности своей Родине, своему Делу. Например, в рамках недавней конференции учащихся «Шаги в науку» состоялась встреча с Юрием Энтиным – автором песен к большинству самых любимых детворой фильмов и «мультиков». Кстати, и обнинские творческие коллективы не остаются в стороне: в этот раз театр балета «Подснежник» под руководством Елены Дерябиной представил ребятам постановку, посвященную 70-летию Победы, «А зори здесь тихие».
Надо отметить, что патриотизм этот у деятелей культуры, известных ученых – не созерцательный, а созидательный: они стремятся сделать что-то нужное и практически полезное для страны. «Так и мы стараемся направить ребят на то, чтобы их исследования несли практическую пользу для школы, для предприятия, города, Отечества», — говорит Лев Юрьевич.
И эта заинтересованность ребят в судьбе России, ее благополучии и процветании, сквозит в их работах. Например, за последний год значительно выросло количество исследовательских работ, посвященных Крыму – его экономике, истории, социальным аспектам. Одновременно и сама Республика Крым проявляет активность в работе с детьми, все шире ее участие в конференциях, организуемых Малой академией наук «Интеллект будущего». В Крыму, по словам Льва Юрьевича, еще со времен СССР действует Малая академия наук Крыма «Искатель» с очень сильным составом экспертов, а также Малая академия наук Севастополя.
Традиционным направлением исследований крымчан является астрономия вследствие наличия мощного научного ядра вокруг Крымской астрофизической обсерватории. Однажды работы по астрономии учащимся из Крыма пришлось представлять дистанционно – конференция «Юность. Наука. Культура» проходила в далеком Мурманске, куда на тот момент у ребят не было возможности поехать. И, даже на отдалении, у экранов компьютеров, в скайпе, ребята блестяще защитили свои работы, ответили на все вопросы экспертов. А в рамках конференции «Юность. Наука. Культура», проходившей в апреле, работа учащегося 11 класса из Симферополя «Видеорегистрация метеоров» признана одной из лучших.
Вопрос «С чего начинается Родина?» для юных исследователей имеет чёткий ответ: с изучения истории своего рода, своего края, своей страны. С понимания взаимосвязи времён и событий. Наше настоящее – это то, что подарили нам деды. Наше будущее – то, что сохраним и создадим мы, живущие в настоящем.

Елена Колотилина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *