Чернобыль: работа ученых НПО «Тайфун»

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла крупная радиационная авария. Значительному радиоактивному загрязнению подверглись территории Украины, Белоруссии и России. Для получения оперативной информации о состоянии радиоактивного загрязнения природной среды в Киев были направлены сотрудники отдела ядерной геофизики Института экспериментальной метеорологии (в настоящее время — структурное подразделение НПО «Тайфун»), среди которых был Сергей Мстиславович Вакуловский.
Сергей Мстиславович Вакуловский — главный научный сотрудник НПО «Тайфун», доктор технических наук, профессор, известный специалист в области радиационного мониторинга окружающей среды. После окончания Московского авиационного института по распределению он был направлен на работу в Институт прикладной геофизики (ИПГ) АН СССР. В ИПГ ему довелось работать в группе, которой руководил тогда Ю.А. Израэль. И под его началом коллектив занимался разработкой первых в СССР измерительных приборов и методов гамма-спектрометрии для оценки уровней радиоактивного загрязнения, которые планировалось использовать в экспедициях на кораблях и самолетах.
В 1957 году в СССР произошло событие, имеющее для нашей страны огромное значение — была спущена на воду первая атомная подводная лодка «Ленинский комсомолец» под командованием капитана второго ранга Л.Г.Осипенко. А в 1959-м Сергей Вакуловский был назначен начальником отряда Северной морской экспедиции ИПГ. На минном тральщике его отряд сопровождал подводную лодку, выполняя задачи, которые поставил перед экспедицией академик А.П.Александров, курировавший в то время создание атомного подводного флота.
В том же 1959 году Сергей Вакуловский был переведен в обнинское подразделение ИПГ, и впереди было еще много научно-исследовательских экспедиций – летных, морских и речных. Некоторые из них проходили совместно с его учителем и наставником Ю.А.Израэлем. В Северной экспедиции, которой руководил Ю.А. Израэль, выполнялись авиационные съемки поля гамма-излучения прибрежных вод северных и восточных морей от Архангельска до Северного полюса и обратно через архипелаг Земля Франца Иосифа в Архангельск. В 1962 году вместе работали на Новой Земле и на Северном испытательном полигоне, где проводились испытания ядерного оружия. Гамма-спектрометрический комплекс был смонтирован на борту самолета ЛИ-2, и после каждого испытания с помощью авиационной съемки отслеживали состояние радиационного загрязнения местности в ближней к месту испытания, средней и дальней зонах. Во время полетов так случилось, что Сергею Вакуловскому довелось увидеть тогда через иллюминатор самолета сразу два Солнца: одно – настоящее, вечное, второе – искусственное, появившееся после взрыва мегатонной ядерной бомбы на высоте 7000 м, время жизни которого исчислялось единицами секунд.
Гидрометеорологическая служба СССР вела контроль над радиоактивным загрязнением по всей стране. Сергей Вакуловский участвовал в полярных экспедициях, научные исследования проводились в Каспийском, Баренцевом, Белом, Карском и Балтийском морях, Енисейском заливе. За время экспедиций были получены важные данные по переносу радиоактивных веществ в реках на большие расстояния, которые очень пригодились при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Уже через два дня после аварии — 28 апреля 1986 года — Сергей Вакуловский с группой специалистов отдела ядерной геофизики выехал в Киев для проведения радиационной разведки на территориях, пострадавших в результате катастрофы. «Об истинных масштабах случившегося в первые дни никто не подозревал, — вспоминает Сергей Мстиславович. – Мне даже командировку выписали «с запасом» на недельку. Мол, съездишь, разберешься и быстренько вернешься на работу». 30 апреля была проведена первая разведка. Группа Сергея Вакуловского выехала из Киева, следовали по карте и через каждые 10 км отбирали пробы и мерили мощность дозы. Потом группа разделилась: одна машина поехала на запад, а Вакуловский — на Чернобыль и к аварийному блоку. Мощность дозы постоянно росла и когда до блока оставалось метров 800 или километр, дозиметр стал показывать 5-6 Р/ч. Стало понятно: дальше идти нельзя, и было принято решение вернуться в Киев, а затем провести над блоком разведку на вертолете.
До 20 мая каждый день с утра выезжали на зону, 23 мая вернулись домой. Полученная информация позволила определить задачи, которые было необходимо срочно решать для защиты здоровья населения. В подразделениях Украинской гидрометеослужбы не было на тот период ни оборудования, ни специалистов, ни опыта. По поручению руководителя Госкомгидромета СССР Ю.А. Израэля группа из Обнинска снова выехала в Киев. В списке задач одной из главных числилось определение территории, с которой надо срочно эвакуировать людей. Была составлена карта, на основании которой было отселено тогда 114 тысяч человек. Необходимо было организовать и контроль за степенью радиоактивного загрязнения воды в водохранилищах Днепровского каскада, реках, протекающих по загрязненной территории, и подготовить прогноз загрязнения воды в Киевском водохранилище и впадающих в него реках. Появилось опасение, что с началом паводка весной 1987 года Украина может остаться без питьевой воды.
Каскад Днепровских водохранилищ является источником водоснабжения для 30 млн человек и другого источника у них нет. Потребовалось дать прогноз на весну 1987 года. Расчеты, проведенные Ю.А.Израэлем и С.М.Вакуловским, показали, что уровни загрязнения весной будут существенно выше доаварийных, но не превысят установленных на тот момент действующих нормативов загрязнения. Украинское руководство засомневалось в точности прогноза и в спешном порядке на всех малых реках были установлены дамбы с вбитым в них цеолитом. А по Киевскому водохранилищу было предложено построить канал, который перехватил бы воду так, чтобы она из Припяти пошла в обход грязного пятна.
Первые же расчеты показали, что строительство канала обойдется в миллиарды рублей. Нашим ученым все же удалось тогда убедить чиновников, что катастрофы с водой не будет, и рыть канал нет необходимости. И когда весной 1987 года начался паводок, то оказалось, что реальные концентрации загрязняющих веществ в воде были даже в два раза меньше расчетных, то есть прогнозы наших специалистов полностью подтвердились и все страхи были сняты. Группа Вакуловского извлекла из этих событий урок: никто не будет верить сейчас прогнозам, всем требуются только фактические данные. И организовали беспрецедентно детальный мониторинг водных объектов. Такого в мире никто еще до них не делал.
Сергей Мстиславович рассказывает: «Мы получили от СНИИП новые приборы, позволяющие с невиданной для того времени скоростью определять суммарную бета-активность. Причем, простота эксплуатации приборов была необыкновенная. В них заливалось 0,8 л воды, нажималась кнопка, и через 30 секунд появлялись данные. Такие измерения мы наладили в Киевском водохранилище в двух местах – в Вышгороде и в реке Припять в Чернобыле». Но и этого им показалось мало. Еще до аварии Сергей Вакуловский знал, что в стране есть приборы, измеряющие суммарную гамма-активность каждую минуту. Они были разработаны в Институте геохимии и аналитической химии им. Вернадского. Позвонил директору института, объяснил, что нужны приборы для организации непрерывного измерения в реках и в Киевском водохранилище. И через неделю в его распоряжение прибыли комплекты оборудования и моряки, умеющие с ним работать.
Примененный нашими специалистами комплекс методов – вертолетные съемки, радиохимический анализ проб, измерение суммарной бета-активности и непрерывное измерение суммарной гамма-активности позволили снять проблему оперативной и точной информации о радиоактивном загрязнении в реках и водохранилищах Днепровского каскада. А дамбы потом пришлось снести, причиненный вред от них оказался больше предполагаемой пользы. Сотрудники НПО «Тайфун» принимали участие и в других работах, которые позволили сэкономить государственные средства и сохранить здоровье участников ликвидации аварии. Среди них — работа по оценке наличия неуправляемой цепной реакции в аварийном блоке (уч. — А.А.Шидловский, Л.Е.Назаров), а также работы по оценке целесообразности дезактивации г. Припяти (уч .- С.П.Беляев). Это была крупнейшая авария за всю историю атомной энергетики.
В работе по оценке радиационной обстановки на ближней к месту аварии территории в самый напряженный период в мае-июне 1986 года приняли участие 34 сотрудника НПО «Тайфун», 18 сотрудников были награждены орденами и медалями, которые им вручил в декабре 1986 г руководитель Госкомгидромета СССР Ю.А.Израэль на торжественном заседании в Госкомгидромете. В результате деятельности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС был накоплен огромный экспериментальный материал, который представляет большой научный и практический интерес, как для сегодняшних специалистов, так и для будущего поколения специалистов в области радиационного мониторинга.
Сергей Мстиславович Вакуловский за участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Мужества. Он является соавтором «Атласа радиоактивного загрязнения Европейской части России, Белоруссии и Украины» и «Атласа современных и прогнозных последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Белоруссии». Отметив в прошлом году свой 80-летний юбилей, Сергей Мстиславович по-прежнему находится на передовых рубежах науки.
Антонина Сергеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *