«Восток» и «запад» в разумном сочетании

Высокие технологии, современное медицинское оборудование удивительным образом соседствуют в обнинском Центре реабилитации с методами китайской народной медицины, древними как мир. Как удается их сочетать? Об этом наш разговор с исполнительным директором частной клиники «Центр реабилитации» Зиновием Гуровым.
— Зиновий Рудопьянович, оба эти направления, безусловно, являются отличительной особенностью Центра реабилитации, его конкурентными преимуществами. Нет ли между ними противоречия?

— Россия находится на стыке западного и восточного миров, и мы, азиаты и европейцы одновременно, в равной степени восприимчивы как к западному, так и к восточному менталитету. Что касается медицины, то и запад, и Россия идут сегодня по пути развития так называемой доказательной медицины. Она предусматривает применение высокотехнологичных диагностических методов, таких, например, как ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография, позволяющих распознавать заболевание на очень ранних стадиях и лечить его современными классическими методами, а также проводить своевременную профилактику заболеваний. Казалось бы, что еще нужно? Но есть такие заболевания, которые не всегда поддаются классическим методам лечения. Например, детский церебральный паралич, определенные заболевания позвоночника, различные невриты, например, неврит тройничного нерва или лицевой неврит, глухота и ряд других. И здесь очень хорошим подспорьем является так называемая нетрадиционная медицина или, как мы говорим, восточная медицина. А поскольку, как я уже сказал, мы расположены между восточной и западной цивилизацией, то мы воспринимаем и западный подход в медицине, развивая одновременно свою собственную доказательную медицину, и в то же время с уважением смотрим на восточную медицину. И вот разумное сочетание «востока» и «запада» позволяет нашим врачам, в общем-то, достаточно квалифицированно лечить наших уважаемых пациентов.
— Центр реабилитации, одна из первых частных клиник города, первая познакомила горожан и с методами восточной медицины ….
— Приведу пример, который меня в свое время поразил. Примерно четверть века назад, когда я изучал рефлексотерапию в Москве, был свидетелем удивительного случая. К китайскому иглорефлексотерапевту, читавшему у нас лекции и проводившему практически занятия, обратилась мама с 5-летним ребенком, у которого наблюдалось почти полная глухота вследствие применения очень распространенного в то время антибиотика стрептомицина, производного пенициллина. Его повсеместно назначали при различных септических заболеваниях, достаточно серьезных, в том числе, например, при воспалении легких. Но у него имелось побочное действие – неврит слухового нерва вплоть до глухоты. А у ребенка в анамнезе как раз было серьезное септическое состояние, и с помощью стрептомицина врачи спасли ему жизнь. Но сказался побочный эффект, и мальчик полностью потерял слух. Куда только они не обращались, обошли все московские институты – ничего не помогло. И вот однажды они попали к нашему китайскому иглорефлексотерапевту и тот при помощи китайского массажа, методов рефлексотерапии, а также при помощи так называемого цигуна за 20 сеансов частично, процентов на 20, вернул ребенку слух. Надо понимать, что эти 20% открыли перед ребенком целый мир! Вот лишь один пример, как восточная медицина может своими особенностями понимания течения заболевания помочь при определенных случаях нашим уважаемым пациентам. И, конечно, с самого начала мы с Николаем Петровичем Елисеевым взяли ее на вооружение.
— Как Вы принимаете решение, какими методами лечить пациента?
— Мы в первую очередь — за доказательную медицину, на которой воспитаны, имея классическое медицинское образование. И, я считаю, это образование дает хороший уровень подготовки. У нас в клинике достаточно серьезная база, позволяющая лечить наших уважаемых пациентов именно классическими методами лечения. Но, учитывая, что мы также развиваем и так называемые нетрадиционные методы лечения, наши уважаемые классические врачи хорошо осведомлены обо всех показаниях для так называемых нетрадиционных методов лечения, поэтому мы добавляем наши нетрадиционные методы лечения к нашей классической медицине. Особых противопоказаний здесь нет, главное — найти разумное сочетание.
— Насколько подвержена восточная медицина влиянию прогресса?
— Бывая в нашем китайском побратиме Мяньяне, небольшом по китайским меркам городе-«пятимиллионнике», я видел в нем мощные европейские клиники, где есть и МРТ, и компьютерная томография, и микрохирургия, словом, все достижения современной западной медицины. Вместе с тем, я видел, как они бережно относятся к китайским народным методам лечения, таким как иглорефлексотерапия, массаж, цигун. И у них есть так называемые народные больницы, где лечат только китайскими народными методами. С истинно восточной мудростью они взяли все самое лучшее и из европейской доказательной медицины, и из народной, которые сосуществуют в Китае на равных.
— Каких качеств требует от врача восточная медицина?
-Народные методы основаны на китайской философии, которую необходимо постичь для того, чтобы понимать методы восточной медицины. Например, они используют базовые понятия этой философии — «инь» и «ян», течение заболевания характеризуют такими терминами, как «жар-холод», «сырость – сухость». У нас же вся медицина строится по классическому принципу: на основе данных инструментальных исследований, анамнеза, жалоб пациента, осмотра выявляется очаг заболевания и назначается лечение. А на востоке на пациента и его болезнь, ее причины смотрят по-иному. Так что врачу, намеренному овладеть методами китайской медицины, придется менять свой подход, может быть даже свое мышление, проникаясь восточной философией. И у нас это получается. Мы уже несколько лет дружим с китайскими докторами, которые периодически, 1-2 раза в год, приезжают в Центр и учат наших врачей народной медицине. А мы в свою очередь приезжаем в клинику Мяньяна и учим их мануальной, европейской медицине. Благодаря такому обмену мы используем все лучшее, что может дать китайская народная медицина. Кстати, приезжающие к нам врачи имеют классическое китайское медицинское образование, преподают рефлексотерапию в университетах Китая.
— Судя по строительным работам, которые ведутся рядом с Центром, вы не только продолжаете развивать это направление, но и планируете отвести ему отдельное здание?
— Мы с Николаем Петровичем в свое время, лет 25 назад, прошли очень хорошую подготовку по реабилитационной медицине, работали в ЦМСЧ-8 в отделении восстановительного лечения, где внедряли, в том числе, и нетрадиционные методы лечения. И у нас была мечта организовать центр восточной медицины наряду с нашей родной европейской медициной. И вот сейчас начинаем эту мечту осуществлять. Надеюсь, мы все-таки построим корпус восточной медицины. Говорю слово «надеюсь», потому что время трудное в плане турбулентной экономики. Я убежден, что за каждым кризисом идет подъем. И я думаю, что постепенно мы сделаем этот корпус и будем тогда более активно внедрять так называемые нетрадиционные методы лечения.
— А как обстоит дело с традиционной медициной в Центре реабилитации, в частности, с точки зрения современного оборудования и методов?
— Они стандартные – рентген, ультразвук, кардиологическое обследование, включая холтеровское мониторирование, то есть, длительная регистрация ЭКГ, у нас мощная диагностика для беременных, хорошая лаборатория. То есть, мы обладаем хорошим стандартным набором, позволяющем проводить обследование на современном уровне. Если пациент – «сложный» и мы направляем его в какой-то специализированный институт, то ему не стыдно приехать с нашими результатами обследования. И тут я должен сказать, что наша задача – не только лечить общепринятые заболевания, но и выявлять сложные и направлять пациента туда, где ему наиболее эффективно окажут помощь.
— Сказались ли на работе Центра экономические трудности?
— Поскольку мы на рынке медицинских услуг уже более 20 лет, то в свое время мы пережили кризис не только 2008, но и 1998 года. И вынесли из этих кризисов несколько простых правил, которые, на мой взгляд, позволяют всем нам пережить трудные времена. Первое правило — не паниковать. Второе — не шарахаться в сторону повышения цен, как только повышается курс валюты: пациенты должны чувствовать себя и в финансовом плане более-менее комфортно, когда приходят к нам в поликлинику. Далее. Очень важно работать с коллективом, объяснять ему, что за спадом следует подъем и нужно просто какое-то время переждать. Тем более такая работа важна, что в этот неблагоприятный период нужно стараться сохранить коллектив, потому что он – основа жизнедеятельности любого предприятия. По той же причине надо сохранять имеющиеся социальные льготы своим работникам. Следующее правило: вместо повышения цен надо найти слабые и сильные стороны предприятия и проанализировать, за счет чего можно удерживать цены на одном уровне. Может быть, перейти на какие-то российские препараты, которыми без ущерба качеству мы можем заменить импортные. Что касается расходных материалов к импортному оборудованию, например, компоненты для рентгена, то, возможно, следует поменять поставщика, найти другую мощную компанию, поставляющую данную продукцию по приемлемым ценам. Именно мощные компании, как правило, неохотно повышают цены, поскольку понимают неизбежность проблем со сбытом. Вот эти несколько правил, я считаю, позволяют выжить в непростых экономических условиях и дождаться подъема экономики. А он обязательно наступит.
Беседовал Александр Сашнев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *