В НАЧАЛЕ ПУТИ


Реализация важнейшего областного проекта по выпуску и обслуживанию универсальных электронных карт пока проходит только в Обнинске, но скоро выйдет на новый уровень.
Электронные расчёты станут нормой
Вечером 27 ноября в небольшом уютном офисе на первом этаже здания по улице Шацкого, 13 одновременно присутствовало много знатных гостей со всей Калужской области, включая глав администраций муниципальных районов и специалистов, решающих задачи по замене наличных платежей электронными картами. В нашем городе эта работа находится на достаточно высоком уровне, что, судя по всему, и стало основанием выбрать именно его в качестве «стартовой площадки» для реализации областного проекта по выпуску и обслуживанию универсальных электронных карт.
С этой целью год назад на базе Сбербанка России было создано открытое акционерное общество «Единый информационно-расчётный центр Калужской области», учредителями которого стали дочерняя структура Сбербанка АО «Универсальная электронная карта» и Правительство Калужской области в лице государственного предприятия «Калугаоблводоканал». Как отметил, встречая гостей (а среди них мог быть и губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, но его задержали в областном центре другие важные дела) генеральный директор акционерного общества В.П.Демченко, главная цель, которую ставят перед собой организаторы, — реализовать проект на территории всей области, включая глубинку, стать ближе к каждому дому.
Фактически речь идёт о распространении передовых электронных технологий, своеобразной «революции» в этом деле. Но пока организаторы только в начале пути. Необходимо ещё повсеместно создать специальные пункты (учредители акционерного общества именуют их центрами), которые бы взяли на себя предоставление многочисленных услуг, прежде всего, по автоматизации расчётов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пункты (центры) должны будут обеспечить, по словам В.П.Демченко, «прозрачность всех платежей, которые поступают от граждан коммунальщикам, и справедливость в их расщеплении». В связи с этим возникает необходимость привлечения к проекту поставщиков тепла, воды, газа, электроэнергии, а также управляющих организаций ЖКХ, что, как показывает практика, дело не простое. Даже в Обнинске с учётом его «продвинутости» сотрудничать с «Единым информационно-расчётным центром» решили пока только шесть управлявших компаний из 19-ти. Но, как говорится, лиха беда начало.

Без поддержки властей не обойтись
Встреча 27 ноября, приуроченная к годовщине создания акционерного общества, и была посвящена решению этой и многих других обозначившихся проблем, а также получению поддержки от «первых лиц» исполнительной власти районов и муниципальных образований. К этому мероприятию открыли и центр по улице Шацкого, который стал третьим таким в нашем городе и в целом в Калужской области. Ранее такие же офисы появились на Гагарина, 7 и Курчатова, 41-в. Вместе они обслуживают сейчас 32 тысячи лицевых счетов (это примерно две трети городского населения).
После того, как присутствовавшие ознакомились с помещениями и оборудованием нового пункта и получили от сотрудников нужную информацию, встреча продолжилась в Доме учёных, где состоялся круглый стол» с участием руководителей и специалистов «Сбербанка» и АО «Универсальная электронная карта», глав муниципальных районов и прессы. Обнинск представляли глава администрации А.А.Авдеев и специалисты администрации; областное руководство — заместитель губернатора Н.В.Полежаев и министр развития информационного общества Калужской области Д.А.Разумовский. Присутствовавшие обменялись мнениями о перспективах реализации проекта. Небольшой доклад сделал В.П.Демченко. Приведенные им факты подводят к интересным размышлениям.
Дело в том, что новая структура стремится, как говорят, «взять с места в карьер» и ставит перед собой высокие задачи. Она, как уже говорилось, стремится полностью сосредоточить у себя такой лакомый кусок, как сбор всех без исключения коммунальных платежей и распределение их среди поставщиков услуг. И не только. В пунктах (центрах) готовы формировать единые платёжные документы в соответствии с требованиями законодательства (те же квитанции по квартплате), доставлять платёжные документы до плательщика, формировать платёжную сеть в шаговой доступности с привлечением банков, «Почты России» и платёжных агентов, вести работу с неплательщиками… Разумеется, не за «спасибо».
Управляющей организации, например, за одну оформленную квитанцию по квартплате необходимо заплатить 42 рубля, а с суммы полученных от населения сборов организация отчисляет 1,2 процента. Кроме того, АО «Единая информационно-расчётная система» готово закрыть потребности в печати всех платёжных документов Калужской области, внедрить повсеместно систему управления пассажирскими перевозками (в Обнинске МП ОПАТП уже участвует в этом проекте – кондукторы в автобусах получили валидаторы – устройства для приёма электронных карт), обеспечить персональными транспортными картами льготников, взять на себя операции по линии Фонда капитального ремонта.

Большому кораблю – большое плаванье
Иначе говоря, через новую платёжную сеть пойдёт множество расчётов, что, видимо, кому-то не нравится. А, может, присутствует инерция мышления. Во время «круглого стола» отмечалось, что «активность сопротивления некоторых участников рынка жилищно-коммунальных услуг растёт» (фраза из доклада В.П.Демченко). Оппозиция проекту есть в Малоярославце, Боровске, Балабанове, Кремёнках… Нежелание участвовать в нём некоторые поставщики услуг объясняют экономической нецелесообразностью.
В тоже время, по подсчётам специалистов, стоимость услуг новой структуры в полтора – два раза меньше затрат по существующей сегодня схемы деятельности управляющих компаний. Наверно, беспокоит «отказников» другое – при новой схеме оказывается невозможным «спрятать» поступившие суммы и уж тем более задержать их, неправомочно направить на собственные нужды в ситуации, когда организация является посредником между плательщиком и получателем. Как помните, совсем недавно и в Обнинске управляющие компании оставляли у себя часть средств, поступавших от населения ресурсоснабжающим структурам, из-за чего партнёры могли оказаться на грани банкротства. При новой схеме такие ситуации невозможны.
Между прочим, те управляющие компании, которые работают прозрачно, высоко оценивают новые возможности, появившиеся после создания пунктов «Единой информационно-расчётной системы» и охотно сотрудничают с этой структурой. Так, директор ООО «Управляющая компания «УЖКХ» М.М.Акуличева откровенно говорит, что в новшестве не заинтересованы только те руководители, которые боятся, что теперь не смогут «побольше положить в свой карман». Мнение, может быть, и спорное. Тем не менее, нет никакого сомнения, что у «большого корабля» будет большое плавание. Уже в январе центры обслуживания населения появятся в городах Белоусово Жуковского района и Ермолино Боровского района. А к концу следующего года они станут работать практически в каждом райцентре. У организаторов проекта, по крайней мере, в этом нет никаких сомнений.
В.БРАСОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *