Новый закон поможет решить проблемы в сфере госзакупок

Сотрудники Обнинской администрации приняли участие в видеоконференции на тему «Об опыте и проблемах реализации законодательства в сфере закупок для государственных нужд на территории Калужской области». Она была организована 6 августа Областным Законодательным Собранием.

Давайте разберемся

Участники круглого стола обсудили перспективы нового федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», основные положения которого вступят в силу уже с 1 января 2014 года.

Открывая дискуссию, депутат Законодательного Собрания, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Петкевич отметил, что 94-й федеральный закон (ФЗ), регламентирующий сферу госзакупок, за годы своего существования вызвал много нареканий, как со стороны бизнеса, так и со стороны власти.

— Закон изначально создавался как антикоррупционный, позволяющий уменьшить трату бюджетных средств недобросовестными заказчиками. Однако на практике мы столкнулись с целым рядом проблем, когда недобросовестные подрядчики использовали несовершенство законодательной базы, чтобы уйти от ответственности при ненадлежащем исполнении контракта, — резюмировал Петкевич.

Для начала, давайте разберемся, что же такое госзакупки что, для чего и как покупается в рамках этих мероприятий.

— Государственные закупки – это приобретение нужных для осуществления деятельности органов власти товаров, работ и услуг за народные, то есть, бюджетные деньги, – разъясняет начальник управления муниципального заказа Обнинской администрации Ирина Николаевна Дёмина. — Это и закупка услуг по ремонту различных ведомственных сооружений – школ, детских садов, библиотек, и так далее, а также ремонт дорог, благоустройство городских территорий. Короче говоря, всё, за что платит городская казна.

Поскольку деньги тратятся бюджетные, то есть, народные, то и процесс этот непростой, и контроль за ним серьезный.

— Требования к расходованию бюджетных денег – особые. Именно они с 2006 года регламентировались 94-м, а теперь – 44-м ФЗ. На защиту прав участников закупок жестко встает закон «О конкуренции». А чтобы соблюсти правила конкурентной среды, необходим конкурс, продолжает разъяснения Ирина Николаевна Дёмина. – «Взросление» закона привело к тому, что основной формой торгов является электронный аукцион. Когда-то давно мы начинали с того, что аукцион проводился вживую – люди сидели за столом, аукционист называл цену лота, люди поднимали карточки, и т.п… Сегодня все торги проходят в электронном виде.

Для этого существует единый портал, созданный правительством РФ. Заказчик товаров или услуг (то есть органы государственной власти) объявляет о своих конкретных нуждах, а подрядчики на торговой площадке регистрируются в своей готовности эти нужды удовлетворить. При этом подрядчики анонимны – они скрываются за номерами, и лишь по окончании торгов из протоколов с этой торговой площадки можно узнать название фирмы-победителя.

Новый закон: новации и преимущества

Так чем же новый закон в области государственных и муниципальных закупок отличается от старого? Новый закон несёт в себе много новаций: новые формы закупок, внедрение института контрактных управляющих, неограниченный общественный контроль.

Министр конкурентной политики Николай Владимиров особое внимание обратил на вопросы обязательного планирования государственных и муниципальных закупок:

— Калужская область является участником федерального пилотного проекта по реализации 44-го федерального закона. Он, прежде всего, направлен на защиту интересов заказчика. В рамках контрактной системы ключевая роль отводится вопросам планирования. Кроме того, станет возможным общественный контроль в закупочной деятельности, — подчеркнул Владимиров.

Сейчас муниципальный заказ в Обнинске контролируется Контрольно-счетной палатой. На уровне субъекта контролирующие функции выполняет специальный орган внутри министерства финансов. Это старая система, и она остаётся.

– Идя навстречу процессам, которые сегодня происходят в обществе, новый закон вводит понятие «общественного контроля». Однако механизмы этого контроля пока не прописаны. Дело в том, что до конца этого года Правительство РФ должно принять к новому закону еще 37 подзаконных актов. Они разъяснят различные механизмы, в том числе и этот, — уточняет Ирина Демина. — То есть, в законе прописано ЧТО надо делать, а КАК ИМЕННО это делать – определят подзаконные акты. Я считаю, что в Обнинске живут активные и грамотные люди. И потому, как только порядок общественного контроля будет определён, мы обязательно ознакомим с ним жителей горда. Для этого на сайте городской администрации есть площадка по муниципальному заказу http://zakaz.admobninsk.ru/. Там можно и вопросы задать.

На совещании также отмечалось, что в рамках нового закона планируется активная борьба с необоснованным демпингом, с недобросовестными подрядчиками и поставщиками услуг.

— Ранее закон допускал снижение цены, вплоть до ухода участника торгов «в минус». Многие компании шли на это ради рекламы, чтобы завоевать рынок или заявить о себе. Но это затратно и рискованно, — рассказывает Ирина Демина. — Авторы старого закона, очевидно, руководствовались самыми благими намерениями, вплоть до благотворительности. Ну, хочет компания за собственные деньги оборудовать, например, детский садик качелями – разве это плохо?! Однако на практике этим стали пользоваться недобросовестные компании в различных неблаговидных целях. Чаще всего такие торги заканчиваются ничем, то есть – потерей времени и невыполненными задачами. Поэтому в новом, 44-м законе предусмотрены меры против подобных ситуаций.

Обнинск работает на опережение

Об опыте Обнинска по эффективному расходованию бюджетных средств на видеоконференции рассказал заместитель главы Администрации города по экономическим вопросам Юрий Твердохлеб:

— Ещё в начале 2006 года, в момент вступления в силу 94-го Федерального закона нам было понятно, что нельзя ставить под контроль лишь саму процедуру закупок. Для эффективного расходования выделенных бюджетных средств, нам необходимо иметь всю информацию об их использовании с первых шагов на стадии планирования закупок. Тогда, в рамках Управления муниципальных заказа, мы создали два ключевых отдела: первый – по организации торгов; второй – по планированию и исполнению муниципальных контрактов (закупок). И эта система в полной мере себя оправдала, она дала ключ к её управлению. Нас всегда интересовала оперативная информация о состоявшихся торгах и сэкономленных бюджетных средствах, которые можно было перераспределить, аккумулировать и направить на решение новых задач. Появилась возможность контролировать сроки исполнения подрядчиками принятых обязательств и своевременно оказать поддержку муниципальным заказчикам в претензионной работе по контрактам. Только в прошедшем году в бюджет города взыскано штрафов за нарушение сроков подрядчиками 1,2 млн. руб. и кроме этого в бюджет поступили 0,6 млн. руб. с электронной площадки, как санкции за уклонение от заключения контрактов. В целом же по результатам торгов в 2012 году нам удалось получить экономию в 86 млн. руб.!

Вот что означает грамотное распоряжение бюджетными средствами! А для этого необходимы грамотные специалисты, занимающиеся вопросами государственных и муниципальных заказов.

— Еще 2 месяца назад мы отправили двоих специалистов нашего Управления в Академию Госслужбы РФ при Президенте РФ на учебу по повышению квалификации. Сейчас оставшиеся сотрудники проходят обучение дистанционно. Таким образом, к 1 января 2014 года все сотрудники Обнинского управления муниципального заказа будут иметь государственные сертификаты о повышение квалификации в области действия уже 44-го ФЗ, — уверен Юрий Твердохлеб.

При этом закон предполагает, что эта работа может проводиться до 2016 года, но в Обнинский администрации понимают, что работать-то придётся уже с 2014 года! А потому действуют на опережение. Так что, для Обнинска ничего нового в новом законе нет. Это логическое продолжение той работы, которую проводит городская администрация.

— Новый закон позволит нам не просто продолжать, но совершенствовать работу по госзакупкам, а значит более рационально и эффективно расходовать бюджетные средства, — считает Юрий Твердохлеб. – 44-й Федеральный Закон предусматривает сохранение всего того положительного, что было в предыдущем, но при этом вносит соответствующие новации позволяющие повысить эффективность бюджетных вложений. Именно потому я считаю, что проведенная конференция – это правильное и своевременное мероприятие. Она была очень полезной и дала ответы на многие уже возникшие вопросы, а также определила направление, в котором следует двигаться.

В заключение сотрудники Обнинской администрации Юрий Твердохлеб и Ирина Демина отметили, что за прошедшие годы очень выросла культура всех участников отношений, связанных с организацией государственных закупок, а также их самостоятельность и юридическая грамотность. Сегодняшних Заказчиков отличат большая требовательность и большая гражданская сознательность, которая, в итоге, идет на пользу всем нам – горожанам.

Ветта Смазнова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *