Доброта не по указке

Обнинцев, готовых воспользоваться услугами «Центра социального обслуживания», становится всё больше.
В.Васильев
Каждая рабочая неделя в муниципальном казённом учреждении » Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Обнинска» (для краткости назовём его просто «Центр социального обслуживания»), как, наверно, и в любом таком заведении, начинается с приёма посетителей. За два предыдущих выходных дня у людей накапливается много забот, и без помощи сотрудников этой структуры их зачастую не «осилить». Обычно в поисках решения возникшей проблемы граждане звонят сюда по привычному ещё со времён, когда «Центр» назывался отделением социальной помощи на дому, телефону 6-78-61, либо по телефону 2-84-43 (диспетчер социального такси), заходят в здание по адресу: проспект Ленина, 106, где в обновлённых просторных помещениях на 2-м этаже сегодня располагается эта служба.
Правда, наплыв посещений сейчас, когда начался горячий «дачный сезон», несколько меньше, что, впрочем, лёгкой жизни персоналу Центра социального обслуживания всё равно не гарантирует. А обращаются граждане по самым разным, порой совершенно неожиданным, вопросам, с надеждой, что здесь непременно подскажут, как поступить в волнующей посетителя ситуации.

Три отделения одной службы

Нередко обращения, по словам директора Центра Н.М.Бакановой, отдавшей своей работе 26 (!) лет, связаны с просьбами взять того или иного пожилого человека на надомное обслуживание. Таких возможностей после реорганизации бывшего отделения, когда с изменением статуса увеличилась численность персонала и расширилась сфера его деятельности, тоже стало больше. При Центре созданы и работают сразу три службы (отделения): социального обслуживания на дому, срочного социального обслуживания и социального такси. Каждая из них уже доказала свою нужность и полезность, что могут подтвердить многие и многие наши земляки, которым была оказана необходимая помощь. Например, продолжает Наталья Михайловна, услугами только одной уже упоминавшейся службы социального такси, работающей с 22 октября 2012 года, воспользовались за последние четыре месяца более четырехсот человек, причём значительная часть получала их неоднократно. Ежемесячно реализуются четыре таких обращения на человека, а заказ делается минимум за двое суток. Есть и ещё одна вполне справедливая оговорка – такси (белая просторная «маршрутка» с «инвалидным» знаком на капоте) нельзя использовать, скажем, на перевозку рассады на дачный участок или на выезд к знакомым на «посиделки», такие обращения тоже были. Социальное такси предоставляется в первую очередь гражданам маломобильным, имеющим нарушения двигательных функций, для неотложных поездок в поликлинику, социальные службы, Пенсионный фонд, администрацию города и так далее. В связи с развитием этой службы шанс воспользоваться услугами такси получают и другие представители льготных категорий.

Есть нужда в надомном обслуживании…

Наш разговор прерывает визит первых посетителей – женщины в возрасте далеко за семьдесят и её, как она назвалась», «близкой племянницы Галины Леонидовны», приехавшей издалека. Пенсионерка, как выяснилось, живёт одиноко, и уже не может обслуживать себя, как прежде. Теперь она хотела бы, чтобы к ней приходил социальный работник. Желание понятно, каких-либо препятствий, связанных с отказом взять человека на обслуживание, тоже пока нет. Но сначала требуется собрать пакет необходимых документов, прежде всего, медицинских, получить справку о том, что есть необходимость в надомном обслуживании, на это уйдёт время. Социальная служба на основании межведомственного взаимодействия может и сама запросить справки от врача, из паспортно-визовой службы, управляющей компании. Но нынешние претенденты на надомное обслуживание должны также знать, что услуги соцработников согласно федеральному закону «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» становятся платными, хотя, конечно, по прежнему далеко не для всех нуждающихся в помощи. Ведь в городе есть одинокие и одиноко проживающие граждане пожилого возраста, у которых размер пенсии ниже прожиточного минимума; этой категории все социальные службы города идут навстречу в решении разнообразных житейских проблем. Впрочем, существующие расценки (например, поход социального работника в магазин за продуктами для клиента Центра обойдётся всего в 37 рублей) настолько мизерны, что о них как-то неудобно и говорить.
Жизненный уровень многих подопечных социальной службы обычно гораздо выше, чем у тех, кто этих людей обслуживает. Ещё одно условие для поступающих на обслуживание сообщать координаты близких родственников или людей, которым завещано (подарено) жильё пенсионера – это на тот случай, когда что-то случится, и сообщить будет некому… Гостьи, уходя, благодарят социальных работников за доброту и понимание (а чаще всего именно так заканчиваются такие визиты), и мы продолжаем прерванную беседу.
Н.М. Баканова рассказывает, что последние годы число граждан, находящихся на надомном обслуживании, остаётся на стабильном уровне – 120 человек. Конечно, кто-то выбывает в силу естественных причин, есть случаи, когда люди отдают предпочтение домам – интернатам, хотя таких стало меньше. Это в какой-то мере вызвано, считают социальные работники, тем, что у многих стариков пенсия заметно выросла, и родственники теперь материально заинтересованы ухаживать за своими близкими в надежде на значительное наследство. Но одновременно стала наблюдаться и такая крайность – пенсионеры, определённая их часть, всё трудней уживаются с родственниками, и это недоверие переходит порой на представителей государственных служб. Социальным работникам, особенно начинающим, непросто находить контакт с такими характерными подопечными. Но, тем не менее, долг обязывает. Например, среди клиентов Центра со стажем есть женщина, в прошлом активная участница художественной самодеятельности, которую не устраивает ни одна из навещающих её сотрудниц (социальные работники – все сплошь женщины). Практически весь состав этой социальной службы побывал у неё, желая найти контакт и доброе понимание. Увы…
Но таких примеров всё же гораздо меньше. Часто клиенты службы просят, чтобы социальные работники выполняли для них и услуги, которые не входят в перечень, например, находились рядом в качестве сиделок. Но штата сиделок в Центре нет, этим занимаются другие организации и частные лица.

Социальное такси, «облегчающее жизнь»

Диспетчер Т. Мельницкая
Диспетчер Т. Мельницкая
Раздаётся громкий телефонный звонок. На том конце провода пенсионерка, представившаяся Нэллой Ивановной Думшевой, просит диспетчера службы «социального такси» Т.Ю.Мельницкую доставить её домой из здания Управления социальной защиты по улице Курчатова, куда некоторое время назад она прибыла по срочному делу. Привозило её «социальное такси», ему и забирать. Такого рода услуги, по словам диспетчера, ежедневно предоставляются десятку пенсионеров, но обращений с заказами значительно больше. Ведётся график выполнения заявок, предоставляются консультации по всем вопросам деятельности «такси». Заявку пенсионерки Думшевой она передаёт водителю С.В. Катаманову. За компанию в кабину маршрутки садится и автор этих строк. Пенсионерка уже ждёт машину у входа в Управление. Помогаем ей войти в салон и занять удобное место. Женщина оказалась словоохотливой, стала рассказывать о своих домашних заботах, «болячках» и других делах. «В Центре социального обслуживания работают приветливые, отзывчивые люди, говорит пассажирка. А про социальное такси напишите, что оно облегчает жизнь таким одиноким людям, как я. Ведь если в один и другой конец города заказать обычное такси – денег не наберёшься». К слову, появление такого вида транспорта – целиком заслуга обнинской администрации. А ещё она пытается хоть немного поднять планку зарплаты сотрудникам Центра, которая на фоне других городских структур остаётся довольно низкой.

Ждут новые хорошие дела

А в здании Центра по проспекту Ленина в этот момент у Н.М.Бакановой есть несколько минут для инструктажа начинающим соцработникам. Штат отделения обновился более чем на половину, и р ядом с о пытными с пециалистами своего дела, такими как Н.С.Чурина, Л.М.Смирнова, Л.А.Марышева, Г.И.Ласкина, В.И.Першикова сотрудницы, только начинающие трудовой путь. Среди них Елена Привалова, Маргарита Минакова, сёстры – близнецы Валерия и Виктория Плотникова. Обе, по их словам, несмотря на короткий период работы в Центре (соответственно около года и полтора месяца) нашли здесь призвание и намерены посвятить себя уходу за теми, кто нуждается в их заботе.
«Мы не должны стесняться отдавать свою доброту людям, но не по чьей-то указке, а по велению сердца. Если же работник перешагивает порог нашей службы с другими мыслями, то у нас ему делать нечего», – говорит Н.М.Баканова, и с ней нельзя не согласиться. Дел же у коллектива Центра, судя по всему, будет только прибавляться. Уже сейчас сотрудницы берут на себя множество забот, освобождая подопечных от проблем, связанных с собиранием документации при направлении в дома-интернаты, оплатой коммунальных услуг, уборкой жилья пенсионеров, доставкой медикаментов и товаров первой необходимости, записью в регистратуру поликлиники – список можно продолжать до бесконечности. Значительное внимание уделяется повышению правовой грамотности посетителей. Пенсионеры должны знать, как правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, считают социальные работники, и дополняют эту инициативу составлением небольших справочных буклетов, которые доступны каждому обратившемуся. Важной цели служит, например, «Домашняя правовая энциклопедия», в которой есть ответы на вопросы, связанные с наследованием имущества. Есть хорошая задумка открыть специальный консультационный центр для пожилых в посёлке Обнинское, где пенсионеры есть практически в каждом доме, и зачастую живут наедине с собственными проблемами. Правда, эта задумка пока не осуществилась (поселковая администрация пока не высказала заинтересованности), но Наталья Михайловна надеется преодолеть и это препятствие. Верится, что так и будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *