«Технология» на страже оборонной промышленности

Благодаря разработкам ученого ОНПП «Технология» Петра Степанова боевые ракеты летят в цель точнее.

Правильная технология важна во всем — от производства кабелей rexant до изготовления головных обтекателей для боевых ракет. О последних обнинцы могут сказать многое — ведь именно на нашем предприятии «Технология» изготавливаются такие изделия. Петр Александрович Степанов, ученый из «Технологии», отвечает на вопросы журналистов и рассказывает о некоторых аспектах производства ракетных деталей на предприятии.

— В чем ваш научный подвиг?

— Я думаю, что невозможно вычленить мою долю из работы лаборатории, да и всего нашего научно-­производственного комплекса, занимающегося «изделиями». Время гениев­-одиночек давно прошло. Конечный положительный результат без коллектива в нашем случае невозможен. Есть конструкторский отдел, который разрабатывает конфигурацию обтекателей, есть спецлаборатория, изучающая диэлектрические свойства материалов. Наша лаборатория — технологическая, мы разрабатываем материалы, делаем из них опытные образцы, испытываем их и внедряем в производство. Есть виды стеклопластиков, которые мы с нуля довели до готового «изделия». Есть материалы, разработанные в других институтах, мы их модифицируем, улучшаем под определенную задачу, используя полимерные и неорганические связующие. В этом наше ноу-­хау.

— Сложности есть?

— Не без них. Для производства «изделий» военного назначения мы можем использовать исключительно российские материалы, чтобы не зависеть от иностранных государств. А российская химическая промышленность в последние двадцать лет понесла серьезный урон, многие ее сферы так и не смогли оправиться, исчезли. Это колоссальная проблема для всей нашей авиаракетной области. Если западное оборудование мы еще можем покупать, то сырье, в основном — только отечественное, а оно, увы, не отличается высоким качеством. Изготовить из него материал, отвечающий всем необходимым требованиям, — непростая задача.

— Много людей под вашим началом?

— Около 40 человек. В лаборатории есть два научно-­исследовательских сектора и производственный участок.

— Как обычно строится ваш рабочий день?

— С одной стороны, надо заниматься производством серийной продукции, с другой — вести исследовательские работы. Приходится разрываться. За один день происходит несколько совещаний с конструкторами и технологами. Утром на работу пришел, не успел оглянуться — уже вечер.

Петру Степанову — 45, золотой для ученого возраст. Вся его жизнь в науке и производстве — это работа с материалами, сначала в ФЭИ, теперь — в «Технологии». Его старший брат Владимир Степанов заведует кафедрой материаловедения в ИАТЭ: «Он всегда был для меня направляющей научной силой. А сейчас благодаря ему я нахожу для лаборатории молодых специалистов. Еще хочу сказать, что без таких людей, как Михаил Юрьевич Русин, Виктор Григорьевич Веревка и Василий Васильевич Василенко, мне, как ученому, было бы трудно состояться».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *