. Обнинский Вестник » Публикации » Из истории свадебных обрядов
Главная » Объявления

Из истории свадебных обрядов

23 апреля 2013 Нет комментариев

С давних времен закрепилось в нашем языке выражение “сыграть свадьбу”. Произнося его, многие даже не задумываются о том, что украшенные лентами кортежи машин, подъезжающие к дому невест, женихи, которых мучают всевозможными испытаниями, пресловутый “выкуп” - это отголоски одного из самых древних обрядов. Сегодня мы можем сыграть свадьбу в праге или на Мальдивах и обставить ее так, как нам хочется, по собственному вкусу. В древние же времена свадебное мероприятие проводилось по строго определенному канону.
Представление о свадьбе как о едином драматическом действе, где каждый участник играет отведенную ему роль, зародилось еще в эпоху первобытно-общинного строя. Безусловно, главными чинами в нем являлись жених и невеста. Любая свадьба проходила в течение длительного времени и делилась на две равные части - до и после венчания.
На свадьбе обязательно был так называемый режиссер, им могли быть свахи или сваты, вопленицы или дружки. На современных свадьбах эта роль отводится тамаде. Главным действующим лицом всего обряда была невеста, жениху же отводилось гораздо меньше внимания.
Собственно игра начиналась уже в тот момент, когда сваты отправлялись в дом невесты, которая, кстати, была выбрана не женихом (как сейчас), а его родителями. Брак вообще никогда не мыслился как дело частного порядка, и молодые часто впервые встречались лишь в день свадьбы. Сама процедура сватовства также была игрой, основанной на мотиве продажи “товара” и покупки его “купцом”.
После ритуального рукобитья назначался срок свадьбы и оговаривались все хозяйственные, финансовые и юридические вопросы. Называлось это сговор.
Дня свадьбы предшествовали и другие определенные обряды, такие как смотрины невесты, девичник.
Утром свадебного дня подруги приходили к невесте, чтобы расплести косу. Этот этап был самым драматическим, так как он символизировал расставание с девичеством и родительским домом. Поэтому невеста была обязана демонстрировать свое нежелание выходить замуж, причитать, плакать и петь печальные песни. Особенно активно она должна была проявлять эти чувства в день свадьбы.
В это время у дома жениха снаряжался свадебный поезд: запрягались кони, в их гривы вплетались ленты, телеги украшались цветами. На этом поезде жених с друзьями приезжал к дому невесты, по пути преодолевая всевозможные преграды. Уже во дворе дома невесты ее подруги пели шуточные корильные песни, придумывали испытания для жениха и его друзей.
После процедуры выкупа свадебный поезд отправлялся сначала в церковь, а потом в дом жениха, где и проходил свадебный пир.
Разумеется, современная городская свадьба очень далека от традиционной. Ее играют по обоюдному согласию, невеста даже формально не обозначает своего нежелания выходить замуж и так далее. Но отголоски старинных обрядов все равно в ней остались.