30 лет «Полёта»!

В этом году Обнинску — 65, а группе компаний «Полет» — 30. Как известно, главная ценность наукограда – люди, живущие здесь. Например, председатель совета директоров ГК «Полет» Валерий Щербаков не только смог с нуля организовать успешный бизнес в сфере композиционных материалов, но и был непосредственным участником создания легендарного ракетоплана «Буран».

Уникальный проект

Свой единственный полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. И в отделении, которым руководил Валерий Тихонович, знали, что на каждые 100 килограммов веса ракетоплан 25 были сделаны в Обнинске. На вопрос было ли ощущение, что участвуешь в уникальном проекте, Валерий Щербаков однозначно отвечает – да:
— Мы взаимодействовали с такими крупными предприятиями, как «Молния», еженедельно я участвовал в совещаниях, которые проводил генеральный конструктор «Бурана» Глеб Лозинский, на уровне Министерства авиационной промышленности.
— Сейчас очень модно критиковать партию за формализм, — говорит Щербаков. Однако Валерий Тихонович своими глазами видел, как благодаря вмешательству «сверху» решались, казалось бы, невыполнимые задачи:
— Один из примеров — для изготовления сот нам необходим был компонент, который выпускали в Украине, но чтобы его сделать, надо было взять комплектующие в Казахстане. Так через ЦК КПСС этот вопрос урегулировали за неделю.
Для решения глобальных задач – строительства «Бурана» — предприятия и вузы тесно взаимодействовали друг с другом. Так, например, Валерий Тихонович договорился с руководством Харьковского авиационного института о подготовке кадров для родного предприятия. На базе 12-ой школы в наукограде был создан специальный класс, выпускники которого поступали в ХАИ, а позже возвращались работать домой в ОНПП «Технология».
«Мы нашли свою нишу»

Однако с распадом Советского Союза все эти связи были нарушены. Каждый пытался выжить и сэкономить. Тогда в ОНПП «Технология» родилась гениальная идея -приютить у себя мелкие компании, которые займутся небольшими заказами и снизят накладные расходы крупного предприятия. Первопроходцем было ООО НПП «Полет».
— Эскизы и проектирование мы делали в «Полете», а изготовление шло в основном в базовом цехе под номером 94, — вспоминает Валерий Тихонович. – Сегодня в ОНПП «Технология» очень много выпускается деталей для «Протона». Первые эскизные проекты в свое время сделало наше небольшое предприятие, что позволило быстрее изготовить конструкторскую документацию.
Но такое взаимодействие бизнеса и государственного научного центра не могло быть вечным, и когда последний стал получать крупные заказы ему опять понадобились все площади, поэтому НПП «Полет» отправилось в свободное плавание.
— Пришлось все начинать сначала. В компании были я, жена – экономист, потом сын пришел из армии и тоже влился в дело. В конце концов мы нашли свою нишу – применение композиционных материалов в железнодорожном транспорте, — рассказывает Валерий Щербаков.
В обнинском «Полете» сделали первый пульт для тепловоза с применением композиционных материалов, а еще занялись изготовлением интерьера из стеклопластика для электропоездов. Тогда как раз шла модернизация составов в подмосковном Перово. Внутренности вагонов раньше делали из самого простейшего материала, которому композит проигрывал в цене. Однако Валерию Тихоновичу удалось убедить железнодорожное начальство в том, что при применении новых технологий удастся не только сэкономить на трудозатратах, но и выиграть финансово, так как вагоны из композиционных материалов прослужат дольше.
Позже аналогичную продукцию стали выпускать и другие предприятия. А чтобы быть на шаг впереди конкурентов в «Полете» сделали ставку на конструкторский отдел, привлекая и выращивая специалистов, умеющих работать с композитами.
— В настоящее время мы работаем в трех регионах. В Калужской области у нас 4 площадки, есть филиал в Воронежской области и основной филиал в городе Шахты под Новочеркасском, куда мы возим готовые кабины электровозов и тепловозов.

От крупных проектов до маленьких заказов

Более 6 тысяч кабин для грузового электровоза «Ермак», который по грузоподъемности считается лучшим в мире, сделали в «Полете». Аналогичное оборудование, только с «начинкой», создало обнинское предприятие и для пассажирского электровоза двойного питания ЭП-20.
— Это один из примеров импортозамещения, раньше такие кабины шли из-за рубежа, теперь мы выпускаем их у себя в России. Что касается экспорта, то мы 10 лет назад начали работать с французской фирмой «Альстом», три года назад мы получили сертификат. Одно время напрямую делали поставки, сейчас возим оборудование в Казахстан, — говорит Валерий Тихонович.
Одна из последних разработок «Полета» – маневровый гибридный тепловоз для промышленных предприятий. На улице он работает, используя дизельное топливо, а в помещении — от аккумулятора. Таким образом, количество вредных выхлопов минимальное.
— Более 10 лет тепловоз эксплуатируется в Ворсино на НЛМК-Калуга, второй работает в Лисках и еще один более 2-х лет работает в Сыктывкаре. В настоящее время еще два тепловоза мы разрабатываем на свои средства и если выиграем конкурс, а мы планируем там победить, более 30 таких тепловозов нам предстоит сделать за несколько лет, — делится планами на будущее Щербаков.
Есть много мнений на тему, когда было легче вести бизнес, в 90-е, когда все только зарождалось, или сегодня. Валерий Тихонович уверен, что сейчас запустить свое предприятие проще, ведь когда он только начинал, не было тендерной системы и заказчиков приходилось искать, отправляясь на обычной электричке в Москву.
Сейчас ГК «Полет» выросла и участвует в таких масштабных проектах, как «Москва-2020» — инновационный проект для Московского метрополитена. На вопрос, чего удалось добиться за 30 лет, основатель «Полета» отвечает просто – создать крепкий коллектив, без которого ничего бы не получилось, и организовать группу компаний, среди которых есть как крупные, занимающиеся масштабными проектами, так и мелкие, выпускающие товары народного потребления – те же ограждения для моста и оригинальные торговые киоски. Можно с уверенностью сказать, что в «Полете» работают счастливые люди, которые всю жизнь посвятили работе с композиционными материалами и смогли доказать, что эти технологии лучшие не только для космоса, но и для повседневной жизни.
Евгения Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *