В мае 2020 года, объявленного Годом памяти и славы, весь наш народ будет отмечать 75-летие Победы. И хотя о тех событиях написано немало статей и книг, многое еще остается неизвестным. Ждем от читателей письма с воспоминаниями, историями, литературные произведения обнинских авторов о войне. Работы присылайте по электронной почте: obninskmedia@list.ru, телефон координатора проекта: 8-900-577-02-40. Тексты будут размещаться на сайте «Обнинского вестника» https://vestnik-obninsk.ru/ и в социальных сетях с хэштегом # ВОЕВАЛИ, ВЕРИЛИ, ПОБЕДИЛИ, а наиболее интересные работы опубликованы на страницах нашей газеты.

Защитник неба

Младший сержант Павел Нагорный защищал в годы Великой Отечественной войны небо столицы от вторжения воздушных стервятников – люфтваффе нацистской Германии

Павел Петрович Нагорный родился в деревне Юрьево Ивановской области в 1922 году. Здесь недалеко располагалась ткацкая фабрика им. Ногина, дававшая работу многим жителям Юрьева и других близлежащих поселений. В семье Нагорных было пятеро детей. Мать работала на фабрике ткачихой, отец – подсобным рабочим. В школе Павел проучился всего шесть лет. Там он выучил грамоту, освоил счёт. Дальнейшие университеты Павел пошёл осваивать на ткацкую фабрику учеником слесаря, где проработал до 22-го июня 1941 года.

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» — звали репродукторы в первые дни войны. Вначале Павла Петровича мобилизовали на рытьё окопов за Волгой. Через два месяца вернулся домой и тут же, на следующий день, получил повестку из военкомата. И только через два месяца стриженных под нулёвку призывников повезли в Читу, в Забайкальский военный округ, где Павла Нагорного определили в миномётчики. Спустя годы — единственное, что запомнилось ему от пребывания в Забайкалье – тяжесть миномётной плиты, которую пришлось таскать на «своём горбу» по степям и сопкам на полевых учениях, да скудный, полуголодный рацион солдатского пайка.

Назад, в европейскую часть страны, рядовой Павел Нагорный попал уже в 1942 году, куда была отправлена вся воинская часть. Неделю добирались до Подольска, где Нагорный случайно отстал от поезда. Комендант города отправил его для дальнейшего прохождения службы в один из подмосковных аэродромов. Там рядового Нагорного определили в подразделение охраны. Старательный красноармеец вскоре обращает на себя внимание командиров и товарищей по службе. И хотя идёт уже 1942 год, и немцы отброшены от столицы, они продолжают попытки разрушить Москву. Однако ещё до Москвы их встречает плотный зенитно-пулемётный огонь батарей противовоздушной обороны. В воздух поднимаются истребители. Часть самолётов противника атакует зенитные батареи. Падают бомбы. Гибнут люди, получают повреждения орудия, самолёты, другая техника.

Всё это после бомбёжки нужно немедленно восстанавливать. Павел Петрович по тем временам достаточно подготовлен и обучен. И не только теоретически. Шесть классов школьной программы — это уже кое-что. Вначале он осваивает стрельбу со спаренной зенитно-пулемётной установки, затем – 37-мм полуавтоматических орудий. Главное, с техникой он был «на ты».

Промышленное оборудование ткацкого производства, станки, где слесарь Нагорный осваивал свою профессию, технически не столь просты, как нам сегодня кажется. Электроника в тот период в Красной Армии была ещё не на высоте, однако многие зенитные комплексы в частях применяли т. н. механические приборы управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО). Вручную маховичками через шестеренчатые передачи поступали параметры движущейся цели в прибор, который и выдавал данные

для стрельбы по целям. Не вдаваясь в математические премудрости прибора, Павел Нагорный с ходу освоил принцип его работы, ведь сама механика для бывшего слесаря была понятной. И вскоре на аэродроме рядовой Нагорный становится востребованным механиком.

Помимо истребителей на аэродроме базировались и самолёты дальней бомбардировочной авиации, которые регулярно совершали вылеты в глубокий тыл противника, вплоть до Берлина. А это — более тысячи километров. Штатная ёмкость баков для горючего недостаточная, чтобы слетать до Берлина, отбомбиться и прилететь обратно. Выход нашли следующий: дополнительную емкость подвешивали к несущим конструкциям самолёта. После расхода горючего в полёте ёмкость сбрасывалась, вспоминал Павел Петрович. В начале 1943 года рядового Нагорного командируют в школу младших командиров, которую он успешно заканчивает и возвращается в часть в звании младшего сержанта. До окончания войны он возглавляет группу слесарей-механиков аэродрома.

В 1946 году Павел Петрович вернулся домой, женился, стал работать в Ивановской области. Но все-таки родным для него стал филиал Московского физико-химического института им. Карпова, где Нагорный работал с 1966 года, вначале медником-жестянщиком, затем слесарем. В Обнинске, куда он переехал с семьёй после получения квартиры, супруги вырастили сына и дочь. Все, кто знал Павла Петровича, отзывались о нём тепло и уважительно: мастер — золотые руки. За что ни возьмутся они, будет сделано в самом лучшем виде.

«В последнее время много говорят о компьютерной зависимости, наркозависимости. Мы тоже были зависимы, — размышлял ветеран. — Мы были зависимы от неизвестности — будем ли живы завтра. Такого рода зависимостям, что тогда, что сейчас, не должно быть места в жизни человека».

В истории человечества нет таких событий, которые могли бы сравниться с Великой Отечественной войной по масштабу, трагичности и по героизму Победителей. С каждым годом редеют ряды ветеранов Великой отечественной войны, нет в живых уже и Павла Петровича Нагорного. Но память о тех страшных днях, о подвигах не меркнет, она живет в сердцах и бережно передается из поколения в поколение.

Записал В.П. Вареник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *